В последнее время походы в магазин становятся поводом для стресса. Мало того, что цены постоянно растут, так ещё и объём продуктов уменьшается: пачки весом 1 кг превращаются в 900-граммовые, а вместо литра молока продают уже 930 мл.
Разбираемся, зачем производители это делают и чего дальше ждать потребителям.
Еда измельчала
Снижение веса продукта — один из самых популярных у производителей способов сохранить цену на свой товар в условиях подорожания всего и вся. Покупатель продолжает платить, скажем, те же 70 рублей за бутылку молока, но в ней уже 900 мл, а не 1 литр. Но есть и другие, неочевидные, причины, которые заставляют компании сокращать объёмы.
«Возьмём молоко в бутылке: у самой тары объём ровно литр, но когда продукт фасуется на аппарате, получается пена — и литр в бутылку уже не входит. Поэтому мы вынуждены разливать молоко в тару по 0,9 литра, хотя со стандартными параметрами работать гораздо удобнее», — рассказывает директор крестьянского-фермерского хозяйства «НИЛ» Светлана Преображенская.
Некоторые производители идут на хитрость, чтобы увеличить маржу. Например, используют банки или бутылки с сильно вогнутым дном или объёмной крышкой. Зрительно для потребителя ничего не меняется, а по факту — объём продукта меньше. Ещё и нетто-брутто пишут внизу мелким шрифтом. Мелочь, а неприятно. Чаще всего этим «грешат» производители-гиганты.
По словам Светланы Преображенской, в нынешней ситуации ждать возврата к полноразмерным величинам не стоит. Скорее, наоборот, произойдёт расцвет «жульничества» на всех этапах: от закупки сырья до реализации продуктов в сети.
Оно и понятно. Расходы производителей растут: дорожают аренда, оборудование, сырьё, коммунальные услуги. Простая картонная коробка выросла в цене в три раза. А на тару, между прочим, приходится от 5 до 20% конечной стоимости продукта.Снижение объёма продукта — один из самых популярных у производителей способов в условиях подорожания сохранить цену на свой товар.
«Упаковывать не во что, термочеки исчезли и из торговли, и с производства. Не хватает импортных ингредиентов, себестоимость товаров растёт», — говорит бывший директор Обнинского колбасного завода Анатолий Косинский.
Очень много составляющих приходит из-за рубежа, и пока не наладится собственное производство, компаниям придётся либо уменьшать объёмы, либо повышать цены.
Надо ужаться
С точки зрения закона, производители ничего не нарушают. Они же указывают на упаковке реальный вес продукта, поясняет юрист Сергей Иванов. А брать «похудевший» товар или нет — выбор за потребителем.
Однако оптимизация объёма имеет свой предел. Снижать вес до бесконечности у производителей не получится. Что же дальше?
«Нынешняя ситуация — хороший повод перейти к собственному производству всего необходимого, — считает кандидат экономических наук, доцент филиала РАНГХиГС Олег Макаров. — Той же упаковки. Вы посмотрите, сколько у нас леса. Вот вам и сырьё для изготовления внезапно подорожавшего картона».
Эксперт видит в санкциях, росте курса доллара и исчезновении с прилавков импортных товаров, отличные возможности для развития внутренних рынков. И если власти сейчас возьмут курс в этом направлении, то смогут закрыть дыры в экономике.
«Понятно, что в такие времена всем необходимо немного ужаться. В том, числе и производителям. Но они этого делать не любят, поэтому начинают что-то придумывать, поднимать цены, чем только сильнее загоняют экономику в угол, — продолжает Макаров. — Подливает масло в огонь и ажиотажный спрос среди покупателей. Пример с сахаром очень показателен. Хотя это один из немногих продуктов, по которому в стране наблюдается перепроизводство».
Несмотря на жёсткость санкций, в отличие от кризисов 90-х годов, по мнению экономиста, продовольственный голод нам не грозит.
Однако на всякий случай местные производители торопятся закупить сырьё по старым ценам, рассматривают более простые и недорогие варианты упаковки и предлагают покупателям приходить в магазины со своими сумками.