Примерное время чтения: 3 минуты
187

Вес попутал. Почему упаковки калужских продуктов становятся легче?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12. АиФ-Калуга №12 23/03/2022
Многие продукты питания заметно полегчали.
Многие продукты питания заметно полегчали. / Анна Городкова / АиФ

В последнее время походы в магазин становятся поводом для стресса. Мало того, что цены постоянно растут, так ещё и объём продуктов уменьшается: пачки весом 1 кг превращаются в 900-граммовые, а вместо литра молока продают уже 930 мл.

Разбираемся, зачем производители это делают и чего дальше ждать потребителям.

Еда измельчала

Снижение веса продукта — один из самых популярных у производителей способов сохранить цену на свой товар в условиях подорожания всего и вся. Покупатель продолжает платить, скажем, те же 70 рублей за бутылку молока, но в ней уже 900 мл, а не 1 литр. Но есть и другие, неочевидные, причины, которые заставляют компании сокращать объёмы.

«Возьмём молоко в бутылке: у самой тары объём ровно литр, но когда продукт фасуется на аппарате, получается пена — и литр в бутылку уже не входит. Поэтому мы вынуждены разливать молоко в тару по 0,9 литра, хотя со стандартными параметрами работать гораздо удобнее», — рассказывает директор крестьянского-фермерского хозяйства «НИЛ» Светлана Преображенская.

Некоторые производители идут на хитрость, чтобы увеличить маржу. Например, используют банки или бутылки с сильно вогнутым дном или объёмной крышкой. Зрительно для потребителя ничего не меняется, а по факту — объём продукта меньше. Ещё и нетто-брутто пишут внизу мелким шрифтом. Мелочь, а неприятно. Чаще всего этим «грешат» производители-гиганты.

По словам Светланы Преображенской, в нынешней ситуации ждать возврата к полноразмерным величинам не стоит. Скорее, наоборот, произойдёт расцвет «жульничества» на всех этапах: от закупки сырья до реализации продуктов в сети.

Снижение объёма продукта — один из самых популярных у производителей способов в условиях подорожания сохранить цену на свой товар.
Оно и понятно. Расходы производителей растут: дорожают аренда, оборудование, сырьё, коммунальные услуги. Простая картонная коробка выросла в цене в три раза. А на тару, между прочим, приходится от 5 до 20% конечной стоимости продукта.

«Упаковывать не во что, термочеки исчезли и из торговли, и с производства. Не хватает импортных ингредиентов, себестоимость товаров растёт», — говорит бывший директор Обнинского колбасного завода Анатолий Косинский.

Очень много составляющих приходит из-за рубежа, и пока не наладится собственное производство, компаниям придётся либо уменьшать объёмы, либо повышать цены.

Надо ужаться

С точки зрения закона, производители ничего не нарушают. Они же указывают на упаковке реальный вес продукта, поясняет юрист Сергей Иванов. А брать «похудевший» товар или нет — выбор за потребителем.

Однако оптимизация объёма имеет свой предел. Снижать вес до бесконечности у производителей не получится. Что же дальше?

«Нынешняя ситуация — хороший повод перейти к собственному производству всего необходимого, — считает кандидат экономических наук, доцент филиала РАНГХиГС Олег Макаров. — Той же упаковки. Вы посмотрите, сколько у нас леса. Вот вам и сырьё для изготовления внезапно подорожавшего картона».

Эксперт видит в санкциях, росте курса доллара и исчезновении с прилавков импортных товаров, отличные возможности для развития внутренних рынков. И если власти сейчас возьмут курс в этом направлении, то смогут закрыть дыры в экономике.

«Понятно, что в такие времена всем необходимо немного ужаться. В том, числе и производителям. Но они этого делать не любят, поэтому начинают что-то придумывать, поднимать цены, чем только сильнее загоняют экономику в угол, — продолжает Макаров. — Подливает масло в огонь и ажиотажный спрос среди покупателей. Пример с сахаром очень показателен. Хотя это один из немногих продуктов, по которому в стране наблюдается перепроизводство».

Несмотря на жёсткость санкций, в отличие от кризисов 90-х годов, по мнению экономиста, продовольственный голод нам не грозит.

Однако на всякий случай местные производители торопятся закупить сырьё по старым ценам, рассматривают более простые и недорогие варианты упаковки и предлагают покупателям приходить в магазины со своими сумками.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах