Примерное время чтения: 5 минут
219

Добраться до счёта. Как калужанину защититься от телефонных мошенников

О мошенничестве от имени банка не стоит бояться заявлять — шанс вернуть потерянные деньги есть.
О мошенничестве от имени банка не стоит бояться заявлять — шанс вернуть потерянные деньги есть. / Надежда Гончарова / АиФ

В нынешнем году зафиксировано около тысячи случаев мошенничества с использованием мобильной связи и Интернета. И больше 200 преступлений были совершены под видом звонков и смс от банка. Как не стать жертвой мошенников, разбирался «АиФ-Калуга».

Чудеса маскировки

Номера мошенников, выдающих себя за банковских работников, нередко начинаются с цифр 8-800, 8-495 или 8-499, что придаёт им сходство с настоящими номерами банков. Как оказалось, зарегистрировать их можно в Интернете за небольшие деньги, так что номер всё ещё не показатель честности звонящего.

У преступников могут быть и некоторые ваши данные. Они тоже родом из Сети. Опасны могут быть не только звонки, но и смс. Переходить по непонятной ссылке нежелательно, даже если её прислал человек из вашего списка контактов. Сначала лучше перезвонить ему. По данным правоохранительных органов, наиболее частые сценарии, выбираемые мошенниками — блокировка карты и списание денег со счёта. Жертва начинает паниковать, а обманщик меж тем подливает масла в огонь, требуя всё новых и новых данных. Его маска — человек, который держит ситуацию под контролем и готов помочь, но для этого надо слушаться и действовать быстро.

Звонок с сообщением о просроченном платеже по кредиту встречается реже, но тоже является действенной стратегией. Здесь маска у мошенника другая: он давит на жертву, запугивает, угрожает внести клиента в чёрный список, передать сведения о нём коллекторам, вынуждая перевести платёж на указанный счёт.

Дать отпор

Одна из защитных стратегий — самому начать задавать предполагаемому преступнику вопросы. Например, спросить о том, сколько счетов зарегистрировано на ваше имя, каков остаток средств на них. У настоящего банковского служащего эти данные будут перед глазами, а вот мошеннику их взять неоткуда.

«Если вам пытаются угрожать, пугают коллекторами, судами, миллионными долгами и службой безопасности, стоит вспомнить, что ни один банк не ведёт дела в таком тоне. Даже о наличии долга вам сообщат максимально корректно», — рассказывает начальник отдела по раскрытию мошенничеств общеуголовной направленности УМВД России по Калужской области Казбек Зангионов.

По его словам, единой инструкции по безопасности нет, преступники изобретают всё новые способы. Казбек Зангионов рекомендует прервать разговор и перезвонить непосредственно в банк, а также не давать звонящим никаких данных о себе, своих картах и счетах. Стоит насторожиться, если человек, представившийся банковским сотрудником, просит какую-то информацию, чтобы заблокировать ваш счёт, с которого якобы уходят деньги (вы вполне можете сделать это по звонку, и никакие данные не понадобятся) или если вам звонят не из вашего банка, но при этом говорят о ваших долгах или счетах, ссылаясь на общую базу данных. Никакой общей клиентской базы просто не существует. Если вы всё-таки вступили в диалог, внимательно читайте приходящие на телефон сообщения, там зачастую прямым текстом говорится о подключении онлайн-банкинга или переводе средств.

По словам медицинского психолога Андрея Скатова, преступники часто используют так называемую технику пяти «да».

«Когда вы пять раз ответили, что вы действительно Петров Иван Иванович, 1985 года рождения, у которого есть карта названного банка и кредит в нём, вам проще согласиться в шестой. И вы отвечаете автоматически. Много вопросов, на которые вы можете ответить только положительно, должны вас насторожить», — считает Скатов.

Вторая любимая тактика мошенников, запугивание и агрессия, по мнению психолога, рассчитана на внушаемых людей, склонных в конфликтных ситуациях делать шаг назад. Если вы знаете за собой эту особенность, желательно пройти специальные психологические курсы.

В случае, если деньги всё же были похищены, сам счёт всё равно надо заблокировать. Затем — обязательно обратиться в полицию, собрав все свидетельства злополучного звонка: приложить к заявлению детализацию вызовов вашего номера, взять в банке выписку по счёту, сохранить смс-сообщения. По словам Казбека Зангионова, чем больше людей сообщат о преступлении, тем легче будет найти мошенников: как правило, они не ограничиваются одним правонарушением, и правоохранители расследуют целую серию. В марте была задержана группа, полтора года звонившая гражданам под видом банковских работников. Сумма причинённого ущерба достигла миллионов рублей. Полицейским приходится обработать очень много информации, чтобы выйти на след преступников, но это не безнадёжные дела.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах