18 апреля — особенный день в мужском монастыре Оптина пустынь в Калужской области, день памяти трёх убиенных монахов.
32 года назад, в 1993 году, на Пасху сатанист убил трёх насельников монастыря: иеромонаха Василия (Рослякова), иноков Ферапонта (Пушкарёва) и Трофима (Татарникова). Подробнее — в материале kaluga.aif.ru
Месть за мучения
Погибших монахов похоронили на территории обители. Вот уже более 30 лет в монастыре Оптиной пустыни в ночь с 17 на 18 апреля за Божественной литургией ежегодно поминают убиенных монахов. Многочисленные паломники прибывают поклониться их святым могилам и попросить благодатной помощи в духовных и житейских нуждах. За это время слава об убиенных монахах распространилась не только по всей России, но и далеко за её пределами. В 2008 году на месте погребения убитых иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта построили часовню.

Официальная версия — убийство совершено душевнобольным Николаем Авериным. На его мече были вырезаны число 666 и слово Сатана. Убийца планировал своё преступление ещё во время крестного хода, но не решился. На допросе Аверин признается, что в монастырь шёл целенаправленно убивать.
На следствии он заявил, что убить монахов его заставляли голоса в голове. Суд признал Аверина душевнобольным и невменяемым, отправив на принудительное лечение. Преступнику на тот момент исполнилось 32 года.
Местный уроженец жил в селе неподалеку от Оптиной пустыни. В 1980 году его призывали в армию и направили служить в Афганистан, был миномётчиком в разведроте.
По свидетельствам очевидцев, он отличался крайней жестокостью. Из Афганистана Николай Аверин пришёл другим человеком, изменился и внешне, и внутренне, причём в худшую сторону. Ему начали чудиться голоса. Аверин начинал пить, чтобы, как он говорил, заглушить голоса, которые издевались над ним. Неоднократно попадал в поле зрения правоохранительных органов. Его мучила бессонница и кошмарные сны, через какое-то время он решил, что это Бог издевается над ним и наказывает его. Он говорил, что если бы Бог предстал перед ним в образе человека, то разрядил бы в него всю обойму автомата. Он стал готовиться, как он сам говорил, отомстить за мучения.
Пасхальная ночь
Православный литератор Вадим Гукало, изучавший обстоятельства трагедии, рассказывает: «Николай Аверин сам, без помощников, готовил ритуальное убийство монахов, находясь несколько лет под внушением «голосов» из загробного мира. Он решил, что миром правит Сатана, а Бог издевается над ним, мучает его и мстит ему. Тогда он решил отомстить. Однажды он бегал голым по посёлку и богохульствовал, порубил топором Евангелие. Он приготовил обрез и сделал меч, выбив на нём три шестёрки, в колхозной мастерской. Николай Аверин провёл всю холодную Пасхальную ночь, скрываясь в монастыре. Во время крестного хода он хотел выстрелить в людей из обреза картечью, но передумал. Так как он должен был убить только монахов, голос ему сказал: «Монахи — враги Сатаны». Он ждал удобного момента, стучал зубами от холода и скрывался за кучами кирпича, привезенного для постройки колокольни на территории монастыря. Рядом с ним находилась колокольня. В шесть утра первые удары колокола вывели Аверина из оцепенения. В него как будто вселилась иная бесовская сущность. Иноки Трофим и Ферапонт были на звоннице, звонили в колокола и стояли друг к другу спиной. Они не заметили Аверина, когда он подбежал и вонзил меч сначала одному, а потом второму монаху».
Аверин рассказал в интервью журналистам: «Мне было тошно и противно, но я это сделал».
Зарезав двух монахов на помосте звонницы, он кинулся бежать к монастырской стене. Когда он бежал, его заметили женщины-паломницы. В этот момент из своей кельи вышел иеромонах Василий и пошёл в сторону храма. Он, видимо, услышал, что колокольный звон внезапно прекратился, и решил узнать, что случилось. Аверин сказал, что он не хотел убивать больше никого... Они сошлись внезапно лицом к лицу, как в Гефсиманском саду Иисус и предатель Иуда, – иеромонах Василий и сатанист Аверин.

Иеромонах Василий встал у него на пути и спросил: «Что случилось?» В ответ Аверин пронзил его мечом и побежал дальше, перепрыгнул через забор, выронил меч с выбитыми тремя шестёрками, снял и бросил украденный в скиту чёрный бушлат. Иеромонах истекал кровью и умер в машине скорой помощи по дороге в Козельскую больницу.
Крылья души
Каждый из монахов в той или иной мере знал о своей мученической смерти задолго до неё. Иеромонах Василий Росляков как-то признался, что хотел бы умереть на Пасху, под звон колоколов. «Дух святой — это крылья души,» — на этих словах обрывается дневник иеромонаха Василия.
Калужский журналист Александр Гринченко в книге «Разговоры при полной луне» вспоминает: «По тревоге были подняты все подразделения милиции. Опрос свидетелей дал странные результаты: люди ясно различали в утренних сумерках звонарей, видели, как упал один за другим иноки, но нападавшего не рассмотрел никто».
Вадим Гукало пишет: «После убийства трёх монахов в Оптиной пустыни 32-летний Николай Аверин перелез через монастырский забор, снял и бросил украденный в скиту бушлат, уронил меч — орудие убийства, на котором он выбил три шестёрки, затем бросился в лес. Он вышел к сторожке лесника. Аверин был сильно возбуждён, вёл себя неадекватно и агрессивно, внезапно выстрелил в пол из обреза, потребовал у лесника одежду, оставил ему взамен пару патронов. Он сам признался и рассказал леснику, что убил трёх монахов в Оптиной Пустыне. Это признание способствовало быстрому раскрытию этого преступления. Аверин не пытался скрыть свое преступление и уйти от ответственности. От лесника он отправился в город Суворов, там обворовал какую-то дачу, украл пару зеркал, продал их, потом добрался до Калуги, а потом ночами пробирался в Козельск. В районный центр убийца пришёл рано утром – в дом своей тётки. Он очень устал и сразу лёг спать. У него был обрез. Он намеривался совершить самоубийство — выстрелить в себя из обреза».
Торжество Воскресения
Лесник заявил о случившемся в милицию сразу же, как только ушёл Аверин. Начальник Козельского РОВД подполковник Николай Зобов и два его зама, капитаны милиции, составили словесный портрет убийцы. Они быстро вышли на Аверина и устроили засаду, круглосуточное дежурство в его доме в поселке Волконск, который расположен недалеко от Козельска.
Когда Аверин вернулся в дом, то сразу заснул. Его тётка Вера очень испугалась и позвонила в Волконск Татьяне Авериной — матери убийцы. Вскоре после этого звонка наряд милиции прибыл в Козельск. Милиционеры нашли Николая Аверина спящим и арестовали его.
В своих грехах во время следствия убийца исповедался иеромонаху Тихону Шевкунову (ныне епископ Русской православной церкви, митрополит Симферопольский и Крымский). Однако после той исповеди отец Тихон так и не смог прочесть разрешительную молитву: «Я просто не смог взять и сказать ему «прощаю» и разрешаю от всех грехов, поскольку священник должен увидеть плоды покаяния».
Трагическое событие мученической гибели преобразилось в торжество Воскресения. Тысячи людей приезжают ежегодно поклониться убитым братьям. В самой Оптиной пустыни собирают свидетельства для канонизации убиенных монахов. Уже собрано десятки свидетельств о чудесах и сбор их продолжается.
«Люди молятся, к ним обращаются и помощь получают. Мы собрали десятки свидетельств о чудесах, связанных с убиенными отцами, и продолжаем собирать, но пока их для канонизации ещё недостаточно. Надеемся, этот момент наступит», — рассказал епископ Иосиф во время проведения ежегодного фестиваля «Дни Достоевского» в Оптиной пустыни.

За прошедшие года на месте гибели выросла огромная раскидистая ива, об этом говорится в фильме «Красная Пасха Оптиной» (автор Наталья Смирнова).
«Они резко выделялись даже среди сильного в духовном плане Оптинского братства того времени, — считает игумен Филипп (Перцев). —Ни инок Трофим, ни инок Ферапонт не должны были в ту Пасхальную ночь быть на звоннице, смена была других звонарей. Известно, что в последнюю минуту своей жизни инок Трофим успел дотянуться до колокола и ударить в набат».
«В этом году 18 апреля день памяти убиенной братии совпал со Страстной пятницей. Это такой особенный день года, что ни молебны, ни панихиды не совершаются, а только богослужения, которые предусмотрены уставом и через участие в которых мы все соучаствуем в смерти и погребении Христа», — рассказали нам в монастыре.