Солнышко пригрело, и в сводках ГИБДД появилась новая строка: «30 апреля на проспекте Маркса в Обнинске сбили человека на самокате». К сожалению, подобные сообщения теперь будут мелькать довольно часто.
Сезон «хрустиков»
Проблема с двухколёсными участниками дорожного движения существовала всегда. Но в последние годы число любителей прокатиться с ветерком увеличилось в разы. Статистика по количеству владельцев двухколёсного транспорта отсутствуют, однако и без неё понятно, что их стало очень много. К обычным велосипедистам добавились велокурьеры с квадратными рюкзаками за спиной и самокатчики.
С мая по ноябрь пешеходам приходится с опаской оглядываться — не несётся ли сзади двухколёсный бесшумный «снаряд». И если у пешехода есть шанс отскочить в сторону, то водителям это удаётся не всегда. Не случайно велосипедистов, а теперь и самокатчиков, называют «хрустики». Их не слышно на дороге, а порой и не видно, но звук столкновения весьма характерен.
Практически у каждого калужского водителя есть в памяти подобные нервные встречи. Как и у самих самокатчиков. Калужанка Анна Звягина два года назад купила электросамокат. Девушка признаётся, что никогда не гоняет, ездит аккуратно и осторожно, только по тротуарам.
«На пешеходных переходах я обычно спешиваюсь, а тут, смотрю: дорога пустая, ладно, думаю, проскочу. Откуда эта машина взялась — ума не приложу. Визг тормозов, из окошка высунулся мужик и орёт: «Пешком!». С тех пор я дорогу только на своих двоих перехожу».
А вот работяги — велокурьеры, по мнению руководителя общественной организации «Дорожный патруль-Калуга» Дмитрия Павлюченко, на дорогах более внимательны.
«Я бы не сказал, что курьеры на велосипедах и самокатах стали проблемой. Их, наверное, инструктируют, — говорит он. — Они реально все перед пешеходными переходами спешиваются и нормально переходят дорогу».В прошлом году в регионе произошло 35 ДТП с участием велосипедистов и самокатчиков. Четыре человека погибли и 31 пострадал.
Езда без правил
Велосипед — транспортное средство. Таким образом, на его владельцев распространяется большая часть правил дорожного движения. А вот электросамокат — другое дело. Что это за зверь такой с точки зрения российского законодательства, пока не ясно. Официально электросамокаты до сих пор вне правого поля. По данным МВД РФ, в 2021-м году в России в ДТП с их участием погибло десять человек, 438 получили травмы различной степени тяжести.
«В прошлом году в регионе произошло 35 ДТП с участием велосипедистов и самокатчиков. Четыре человека погибли и 31 пострадал, — сообщил начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения управления госавтоинпекции УМВД России по Калужской области Александр Капров. — Хочу обратить внимание родителей, которые покупают своим детям все эти самокаты, ролики, сигвеи, гироскутеры: прежде чем вручить такую игрушку ребёнку, нужно убедиться, что он знает, где и как можно на них ездить. На проезжей части такому транспорту не место. Самокатчики относятся к категории пешеходов и на них распространяются права и обязанности пешеходов».
Однако нигде в законах это нигде не прописано. Правительство РФ только подготовило поправки в ПДД по части электросамокатов. Их предлагают отнести к «средствам индивидуальной мобильности», объединив с целым списком этих самых «мобильностей» — от роликовых коньков до сигвеев. Когда проект станет законом, неизвестно. Да и понятно, что не все сразу начнут его соблюдать. А это значит, что, увы, летом в Калуге «хрустиков» меньше не станет. Единственное, на что можно уповать — благоразумие. Как пешеходов, так и автомобилистов, и обладателей тех самых средств «средств индивидуальной мобильности».