Примерное время чтения: 6 минут
232

Посчитать в репетиторах. Можно ли поступить в вуз без дополнительных затрат

Олег Белов / АиФ

Преподаватели не остаются без подработки. Спрос на индивидуальные занятия никогда не спадает, а некоторые педагоги ради этого и вовсе оставляют школы. Почему родители вынуждены тратить значительные средства и как репетиторство может стать новым показателем эффективности среднего образования, разбирался «АиФ-Калуга».

Уроки после уроков

Часы усердной работы каждый день и всё это для подготовки к ЕГЭ. При этом ещё и основную учёбу забрасывать нельзя. А ещё хочется выкроить время для творчества и занятий спортом. Так вспоминает свой выпускной класс в школе нынешняя студентка Калужского государственного университета им. Циолковского Дарья Покорная. Для успешной сдачи экзамена она обращалась за подмогой.

«Пришлось воспользоваться услугами репетитора по обществознанию. Я абсолютно не стыжусь этого, потому что на своём опыте убедилась, что сдать ЕГЭ на 100 баллов без помощи почти невозможно, — рассказывает Дарья. — Репетиторы очень узконаправленно обучают своих учеников, что почти невозможно сделать, если в классе учится 30 человек, у учителя шесть уроков в день и, на самом деле, существует множество факторов, которые мешают максимально сосредоточиться на какой-то дисциплине».

И если Дарье потребовалась помощь только по одному предмету, то некоторым приходиться раскошеливаться сразу на несколько педагогов. Например, студентка КГУ Александра около года занималась у трёх репетиторов.

«Математику мне помогала подтянуть мама подруги, обществознание — знакомая родителей, по русскому — учительница из старой школы. Это была самое обидное, потому что, если бы не перевелась в другую школу, могла бы не брать занятия по русскому», — поделилась Александра.

К услугам репетиторов прибегает большинство родителей. Опрос, который редакция «АиФ-Калуга» проводила на сайте и в социальных сетях, показал, что по тем или иным причинам за дополнительной помощью учителей обращается порядка 80%.

Цена вопроса

Обычно рабочий сезон у репетиторов начинается в сентябре, когда наиболее ответственные выпускники школ начинают задумываться о подготовке к поступлению в вузы. Вторая и основная волна популярности обращения за дополнительными занятиями приходится на сезон сдачи ЕГЭ.

Мониторинг интересов абитуриентов показал, что спросом пользуются компьютерные науки и программирование, юриспруденция, экономика, а также естественные науки. Все эти направления требуют специальной подготовки по своему профильному направлению. Многие выбирают именно репетиторов, потому что считают общие подготовительные курсы менее эффективными. В большинстве случаев родители готовы идти на весьма ощутимые траты, чтобы подготовить своего ребёнка для поступления в вуз. Лишь единицы уверены, что их чадо сможет справиться без дополнительной помощи.

Около половины опрошенных, которые не собираются заниматься у репетиторов, причиной отказа называют именно высокую стоимость индивидуального обучения. Цена услуг у некоторых преподавателей достигает 1500 руб. за час.

Справка
Стоимость услуг репетиторов в Калуге варьируется от 400 рублей до 1500 за час. На цену влияет предмет и квалификация репетитора. Услуги фрилансеров занимают среднюю ценовую нишу — от 600 рублей в час. Услуги студентов-выпускников стоят дешевле всех: от 400 рублей в час. Дороже обходятся подготовка к ЕГЭ и предметы: математика, физика, химия, русский язык. Иностранный язык — занимает второе место по частоте предлагаемых услуг. Репетиторы указывают длительность занятия от 45 до 90 мин. 60 минут — самый распространённый формат.

«Услугами репетитора я не пользовался, ввиду финансового положения, но очень хотел бы, — рассказал студент Даниил. — Вообще в нынешних реалиях я ратую за то, чтобы все абитуриенты высших учебных заведений посещали их, так как индивидуальное обучение всегда будет более продуктивным. Но в целом я считаю, что школьное образование должно обеспечивать такой объём знаний, чтобы репетиторы вовсе не требовались».

Не контролировать, а делать

По моим наблюдениям кандидата педагогических наук Александра Киселёва, услугами репетиторов пользуются много людей. Больше в городе, меньше на селе. По понятным причинам.

«Нужны ли их услуги? Нужны. Причин несколько. Первая, кризис системы среднего образования. Школа не способна обеспечить траектории индивидуального обучения и продолжает работать, как конвейер. Не успел завинтить гайку — пошёл брак. Тьюторская система, школа полного дня, должность помощника учителя и тому подобное — невозможны при нынешнем финансировании образования и не будут возможны в ближайшем будущем. За бортом остаются дети с особенностями развития, дислексии и дисграфии и прочие», — поясняет Киселёв.

По мнению кандидата педагогических наук, репетиторы как-то сглаживают различия, но только отчасти. Остаются проблемы социального расслоения и разной платежеспособности.

«Репетиторство, в основном, — это натаска на ЕГЭ. Это плохо потому, что натаска. И это хорошо, потому что это хоть какое-то, но индивидуальное обучение. И ещё потому, что для учителя это дополнительный заработок. Ибо майские указы президента о повышении зарплат учителям, на мой взгляд, не исполняются. У регионов нет таких денег. Школы финансируются не из федерального, а областного и муниципального бюджетов, — считает кандидат педагогических наук Александр Киселёв. — Заниматься надо не сомнительными реформами образования, безграмотными федеральными государственными образовательными стандартами и колхозными системами повышения квалификации учителей, а вкладываться в реальное образование, работающее на развитие каждого ребёнка. У нас руководство системой образования сводится к контролю и министерским истерикам по результатам этого контроля».

Оценка эффективности

Родители школьников считают, что репетиторы — это залог успеха при поступлении в вуз. И даже не останавливает высокая стоимость услуг. Ведь они верят, что высшее образование откроет для детей двери в лучшее будущее.

Помимо этого, многие убеждены, что современная система образования не соответствует запросам современного общества.

«Из минусов образования я могу назвать: программу обучения, учебники, отсутствие заинтересованности учителей в работе. Некоторые из педагогов отлично вкладывают знания, но их по пальцам пересчитать можно. Остальное дети должны каким-то образом усвоить сами, — говорит мама школьницы Татьяна. — С девятого класса всех начинают готовить к ЕГЭ. Задания в учебниках не совпадают с самим экзаменом, поэтому приходится нанимать репетитора именно к тестам. Идёт несостыковка 8-летнего обучения и единого экзамена».

Причём некоторые чиновники или администрации школ, чтобы показать эффективность своей работы сообщают о количестве учащихся, которые успешно поступили в вузы. Однако такая статистика совсем не отражает реальное положение дел. Это зачастую скорее заслуга родителей, которые вкладываются в своё чадо.

«Когда мы подводим итоги и говорим, что столько поступило дальше для получения высшего образования, но мы не учитываем какими средствами достигнут этот результат. Зачастую это из-за того, что родители напрягаются из последних сил, выгребают из своих карманов и обеспечивают результат своих ребятишек», — сообщил губернатор Калужской области Анатолий Артамонов на одном из заседаний регионального правительства.

Вместо этого он предложил министерству образования проанализировать, сколько школьников воспользовались услугами репетиторов, чтобы успешно поступить в высшие учебные заведения.

Судьба появления нового коэффициента эффективности пока не ясна. Между тем школьники сдали единый госэкзамен и подали документы в вузы. Впрочем, начинается новый учебный год и новые траты родителей на очередные индивидуальные занятия. Ведь репетиторы не просто оказывают услуги. Они, можно сказать, продают успешное будущее для детей.

  • Нанимаете ли репетиторов для подготовки школьника к поступлению в вуз?

Ответить Все опросы

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах