Александр Кривовичев человек очень харизматичный. Его высказывания часто уходят в народ. Его любят, его ненавидят, но и те, и другие всегда внимательно читают и слушают то, о чём говорит этот человек.
От Гамлета до интима
Владимир Андреев, «АиФ-Калуга»: Александр Анатольевич, давайте оглянемся на завершающийся театральный сезон. Сколько было премьер?
Александр Кривовичев: Семь. Три из них поставил главный режиссёр Роберт Манукян. Остальные — наши друзья-режиссёры. Обычных «варягов» не было. Этот сезон был фестивальный, мы провели очередной фестиваль старейших театров России в Калуге. За 10 дней — 135 мероприятий — спектакли, лаборатории, встречи, показы. Второго такого по объёму нет в нашей стране.
— Отказ от «варягов» — это просто так получилось или новая политика театра?
— Нет-нет, просто так получилось. Поймите, «варяг» «варягу» рознь. Один приезжает просто быстро заработать и уехать, а есть те, кто едет, чтобы поставить хороший спектакль.
— Можно и так сказать. Открываемся мы «Гамлетом». Этот спектакль делает Роберт Манукян. Как я понимаю, это будет не то, что нетрадиционный, это будет драйвовый, классный спектакль. Следующий туз — «Евгений Онегин». На большой сцене будет делать режиссёр Константин Тришин. Калужане знают его по спектаклю «Шинель», вот на днях премьера его же постановки «Бобок» по рассказу Достоевского. Далее в планах Виктор Розов «Павшие и живые». Ставить будет очень интересный режиссёр Мария Федосова, сейчас её спектакли идут в театре Моссовета.
— Да, глыба на глыбе, хватит уже фитюльки ставить. Это я про «Интимные комедии».
— Фитюльки — не фитюльки, давайте подождём и посмотрим. Я уверен, на «Интимную комедию» народ пойдёт. А писать, что это фитюлька, рассказывать, как нужно ставить…Я дам вам возможность поставить один спектакль на малой сцене, возьмётесь?
— Неожиданно, спасибо, подумаю. Давайте не обо мне. Сейчас, как я понимаю, букетно-конфетный период отношений театра с новым главным режиссёром прошёл. Роберт Манукян в этой должности работал весь сезон. Что можете о нём сказать?
— Роберт Манукян очень крепкий, профессиональный режиссёр. У него есть лидерские качества, и он хороший дипломат. Сейчас в театре практически забыли о закулисной возне. Он умеет общаться с людьми. Мы мыслим не одинаково, но в одном направлении. Он радеет за дисциплину, за занятость актёров. Вся труппа работает. А те, кто не хочет — скулит.
— А как со свежей кровью, с пополнением актёрами?
— В этом сезоне пришло несколько хороших молодых людей, вернулась актриса Кристина Стебунова. Кроме этого, в 2023 году мы открываем актерский факультет в калужском госуниверситете. Будем готовить кадры с поддержкой педагогов ГИТИСа. Мастером курса, я надеюсь, будет Роберт Манукян.
Чистка «пёрышек»
— А что там всё-таки произошло с этой пошлой фотосессией в здании театра? Скандал со снимками голой девушки в интерьерах театра дошёл до министерства.
— Мне позвонил местный фотограф, сказал, что очень хочет сделать фотосессию. Я говорю: «Да пожалуйста, только чтобы не мешать процессу, между репетициями». Он отвечает: «Но у меня ню». Ну и что, говорю, пусть ню. Это было днём. Пришёл, сфотографировал. Проходит несколько дней, мне звонит наш пиар-менеджер: «Александр Анатольевич, у нас беда». Он выложил фото в соцсеть. А мы с фотографом это не проговаривали. Пришлось писать объяснительную в наше министерство, теперь, видимо, будет мне выговор.
— Вы первый в Калуге, кто на фасаде здания повесил огромную буквы Z. Реакция была?
— А как же. Практически сразу мне стали писать всякие гадости. Женщина какая-то звонила, грозила, что, если не снимем, у нас национализируют недвижимость в Болгарии. Я ей, правда, очень пафосно, но от души ответил, что Родину за квартиру не продам. Говорили, что в прокуратуру заявление напишут, в охрану памятников культуры. Потом стали писать, что я готовлюсь смыться за границу, что у меня были обыски. Бред какой-то.
— Сейчас сложное время для культуры и искусства в том числе. Актёры, режиссёры действительно потянулись за пределы страны. Что вы по этому поводу думаете?Нельзя кормиться из чашки, в которую плюёшь. Нельзя обгаживать страну, которая кормила тебя десятилетиями
— Не хочу ставить клише. Пусть министерство культуры решает. Нужно чётко понимать, каждый из них работает на себя. Либо он боится за свою недвижимость и счета за границей, либо действительно говорит то, что думает, в чём я очень сомневаюсь. В одном я уверен — нельзя кормиться из чашки, в которую плюёшь. Нельзя обгаживать страну, которая кормила тебя десятилетиями, как это сейчас делают некоторые так называемые «звёзды».
— Ну, не все же такие. Даже Дмитрий Песков осторожно писал о том, что не надо нагнетать, многие просто испугались. Творческие люди особого склада эмоций, если можно так выразиться. Так ведь?
— Актёр всегда надевает чью-то маску. Порой и в жизни играют роли. Я думаю, тот же Зеленский делает то же самое. Он играл роль кавээнщика, потом роль кандидата в президенты Украины. И до сих пор играет. Но, часто не снимая годами маску, человек не может понять, чем это всё в результате отзовётся и для него, и для всей страны.
Заигрались многие. Я всегда считал и считаю, что каждый должен делать хорошо свою работу на своём рабочем месте. Военные — на поле боя, актёры и режиссёры — на сцене, а не в большой политике, в которой они ничего не понимают. Мы же видим лишь внешнюю сторону — очень маленький кусочек. Что там внутри, скорее всего, даже не догадываемся, но упорно лезем со своим мнением и комментариями. Глупо это.
— Нет ли у вас опасения, что на этой волне возродятся самые мрачные традиции советской цензуры, охоты на ведьм?
— Всегда есть пена, я против вседозволенности, но за разумную цензуру. Пена пройдёт. Думаю, эпоху советской цензуры мы больше не увидим. Охота на ведьм была всегда, а некая разумная чистка пёрышек культуры должна быть, это полезно. Предателей нужно выдавливать. А вообще, тем, кто не занят в спецоперации, нужно просто переждать это время, поддержать наших ребят, которые там сражаются и не гадить своим же под коврик.
— Вы уволите актёра из театра за его политические убеждения?
— Нет. Я его перевоспитаю.