Ровно 45 лет назад, июле 1978 года, киностудия «Мосфильм» приступила к съёмкам в Калуге двухсерийной киноленты «Взлёт». Картина режиссёра Саввы Кулиша по сценарию Олега Осетинского — биографический фильм о жизни учёного-самоучки Константина Циолковского. «АиФ-Калуга» узнал закулисные подробности советского космического фильма.
Пушкин в космонавтике
В этом фильме снималось немало известных и молодых актёров. Роль дочери учёного исполнила первокурсница ВГИКа Елена Финогенова, супругу — Варвару Евграфовну — Лариса Кадочникова, Митю — Кирилл Арбузов, купца Рокотова — Георгий Бурков, Панина — Альберт Филозов. Главную роль исполнил поэт Евгений Евтушенко.
Поэта поразило доброе отношение калужан. К киногруппе приходили люди, знавшие Циолковского, его родственники, советовали, подсказывали. Консультировал режиссёра и исполнителя главной роли внук учёного Алексей Костин.
Приглашение на роль Циолковского оказалось случайным. Из Парижа по телевидению передавали вечер советской поэзии. Ассистент режиссёра Галина Чикирёва увидела Евтушенко. Ей показалось, что из него вполне может получиться Циолковский. Съёмочная группа киностудии «Мосфильм» как раз искала исполнителя главной роли. Её муж, гримёр киногруппы, Михаил Чикирёв убедил режиссёра Савву Кулиша, что можно добиться сходства. Начались пробы. Схожесть с Циолковским была достигнута благодаря гриму. Первые репетиции получались плохо. Затем всё стало входить в колею.
Приступив к съёмкам, Евтушенко понял, что выступление перед зрителем со сцены — это одно, а вот перед кинокамерой — совсем иное дело. Когда по ходу съёмки в роли Циолковского к нему прижалась дочка учёного (актриса Елена Финогенова), он покраснел. Потом режиссёр стал замечать, что у поэта появились штампы. Роль не надо играть, в ней надо жить. Это получалось трудно.
«Циолковский — это Пушкин в космонавтике, — сказал в интервью Евгений Евтушенко. — У него, кроме фантастически громадной трудоспособности, была гениальность от природы. Только когда я побывал в Калуге, Циолковский раскрылся передо мной во всей своей масштабности. Я понял, что тот — огромной силы философ, причём философ-оптимист. Он верил и указывал человечеству дорогу в будущее. Учёный сделал что-то такое большое для этого будущего, что человечество до сих пор ещё не до конца осознало.
Его так называемое чудачество на самом деле — это самоотречение. Если оно не самоцель, а направлено на благо всех, — это высший идеал свободы. Мы вправе его считать первым космонавтом наряду с Юрием Гагариным. Кстати, сам город очень помогает в съёмках фильма. Ходить по улицам, по которым ходил Циолковский, бывать в доме, где он жил, гулять по парку, в котором он гулял, — всё это заставляет проникнуться атмосферой, в которой творил учёный. Честно говоря, съёмки фильма мы могли бы провести в павильоне студии. Но совсем другое чувство овладевает актёрами, когда они работают на земле Циолковского».
Калужане на съёмках
В съёмках практически всех фильмов, проходивших в Калуге, активно участвовали сами калужане. «О большой помощи киногруппе говорили Кулиш и Евтушенко, — рассказал журналист Игорь Фадеев. — В нескольких эпизодах снялись режиссёр нашего драмтеатра Роман Соколов, калужские актёры. Моей однокласснице Татьяне Фомичёвой повезло сыграть эпизод, где она выступила в маленькой роли Маши Циолковской в юности».
Вот как об этом вспоминает Татьяна Фомичёва:
«Это было летом 1978 года. Во время одной из прогулок по городу, мы с подругой решили посмотреть на съёмки нового фильма о Циолковском. Ко мне подошла женщина, которая представилась ассистентом режиссёра фильма «Взлёт». Это была Галина Архипкина, которая подбирала подходящие типажи для эпизодов. Мне предложили эпизод с участием дочери Циолковского Маши в юности. Он занял всего минуту экранного времени и два съёмочных дня. Мне подобрали соломенную шляпку, дворянское платье и сапожки на шнуровке. Пока меня гримировали, я слушала разговоры актёров, которые тут же пили чай. Рядом со мной гримировался Евгений Евтушенко. Он поинтересовался, какие книги я читаю, спросил про школу. Потом были съёмки, которые проходили не в самом Доме-музее Циолковского, а в пустом доме неподалёку от него, который был перестроен для фильма. В этом эпизоде Циолковский-Евтушенко, оторвавшись от своих научных работ, в проёме входной двери видит на качелях своих детей, думает о том, как они подросли. А мы, увидев отца, бежим в его объятия. В фильме меня там мало кто узнал, но это и неважно. Главное, что повезло сняться вместе с великим человеком».
Журналист Олег Новиков вспоминает: «Помню, как один из наших ребят попросил у Евгения Евтушенко закурить из полной пачки сигарет «Мальборо». На что мэтр ответил: «Я не снаббазой». А ещё мальчишки отрывали пуговицы от мундиров гимназистов с двуглавыми орлами. Какой-то дядька потом их скупал по 10-15 копеек».
Ещё одним воспоминанием с автором поделилась калужанка Надежда Тимошенина:
«Летом 1978 года стояла прекрасная погода. В ту пору настоящую красоту можно было заполучить по предварительной записи в парикмахерской, которая находилась на первом этаже левого крыла гостиницы «Калуга». Иду к центральному входу, захожу и вижу, как из дверей лифта с корзинкой в одной руке и хорошим крюком, наверное, «краковской» колбасы выходит сам Евгений Евтушенко! Поэт в косоворотке, подпоясанной тонким ремешком, полосатых штанах, растоптанных коротких сапожках и с плащом-крылаткой Циолковского, перекинутой через плечо. Правда, без грима и парика. В фойе, как всегда, толпился народ, а я стою разинув рот… Возле сувенирного киоска чей-то мужской голос окликнул Евгения Александровича: «Жень, а колбаса-то тут причём?» На что тот ответил своим звонким голосом: «Да вот, вживаюсь в образ!» Вскоре входная дверь за ним закрылась. Я, счастливая, отправилась в парикмахерскую».
Очередь в кино
Премьера фильма состоялась в кинотеатре «Космос» в марте 1980 года. Группа «Мосфильма» рассказала калужанам о ходе создания ленты и ответила на вопросы. Правда, Евгения Евтушенко на этой встрече не было.
За билетами на премьеру фильма многим тогда пришлось отстоять в длинной очереди. Калужане, снявшиеся в массовках или эпизодах, искали себя на экране. Однако, некоторым зрителям фильм не понравился. Было в адрес «Взлёта» много критики. Но как бы неоднозначно ни относились к этой картине, она стала яркой страницей в кинематографической жизни города на Оке.