Примерное время чтения: 8 минут
339

Вызов принят. Сергей Тырин – о создании первого фильма, снятого в космосе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. АиФ-Калуга № 15 12/04/2023

12 апреля в Москве прошла премьера фильма Клима Шипенко «Вызов». А 20 апреля по всей стране стартует прокат долгожданной космической кинокартины года . Известный российский художник-постановщик принял активное участие в создании новой картины и нашёл время пообщаться с журналистами.  

В интервью kaluga.aif.ru Сергей Тырин рассказал о секретах и закулисной кухне отечественного кино и почему космонавтов удостаивали звания Героев Советского Союза.

Не случайный выбор 

— Сергей, вы родились и учились в Калуге. Как оказались в профессии художника-постановщика кино?
— После окончания Калужского областного колледжа культуры и искусств встал вопрос: где дальше учиться? Взял папку со своими студенческими работами и поехал в Москву. Сходил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Ко мне вышли солидные преподаватели в костюмах-тройках. Забраковали все мои неклассические картинки. Тогда отправился во ВГИК. Там я встретил людей более неформальной внешности, которым понравились некоторые мои веселые работы. Как потом оказалось, среди них были мощные представители анимации того времени, такие как Юрий Норштейн, Сергей Алимов и ещё масса художников, с которыми познакомился в процессе обучения. Атмосфера там совсем иная, более раскрепощённая и лёгкая. Ну и, в общем, дело пошло. 

Сергей Тырин
Сергей Тырин Фото: Из архива/ Сергей Тырин

Понятия профессии никакого не было. Думал, что буду сидеть где-то на киностудии «Мосфильм», в какой-то мансарде, делать эскизы и отдавать их кому-то. Предполагал, что буду обсуждать с режиссёром и оператором концепции и в этом-то и будет заключаться моя работа. Потом всё оказалось намного страшнее.

Речь идёт о производственном процессе, с которым сталкивается каждый художник после завершения эскиза. Чтобы воплотить задумку в жизнь, приходится строить, составлять чертежи, сметы, модели и макеты. В художественном училище за мольбертом сидел наедине с холстом, мне было хорошо. Тут выяснилось, что нужно общаться каждый день с десятками людей...

— Какая картина стала вашей первой самостоятельной работой?
— Начинал с кинофильма «Удар Лотоса 3: Загадка сфинкса». Меня сначала пригласили в качестве ассистента. Был ещё фильм «Ехали два шофёра», но это не совсем самостоятельная история. Кинолента на основе песни про Чуйский тракт. Там Колька Снегирёв, водитель Раиса, между ними любовь. Это такая легенда Алтайского края. На основе этого продюсер Сергей Сельянов запустил полнометражное кино. Режиссёр — Александр Котт, художником был Эдуард Галкин, мой старший товарищ и друг. Он взял всех своих знакомых в качестве ассистентов на Урал.

Ничего лучше мы не придумали, как назначить меня ассистентом по игровому транспорту. Поскольку кино про шофёров, было много машин, даже самолёт. В машинах не понимаю вообще ничего, но поскольку остальные были ещё более далеки от этого всего, обязанности легли на мои плечи. Приходилось из трёх машин собирать одну. По задумке фильма главный герой водит старую полуторку. Его подруга Раиса — «Форд» — здоровенный американский грузовик. Возник вопрос: где брать «Форд»? Пошли на «Мосфильм». Зашли в автоцех. 

Было принято решение делать автомобиль самостоятельно. Взяли ходовую основу, подбирали разные крылья, капоты и кузова от разных других машин. В итоге сделали такого вот «франкенштейна». Машину перегнали на Урал. После этого автомобиль ещё не раз участвовал в съёмках в других фильмах, таких как «Стрельцов», например. Это и был первый серьёзный опыт.

Космическая импровизация

— В вашем творческом багаже уже были фильмы о космосе?
— В 2017 году принял участие в создании фильма «Салют-7». На съёмках работало две бригады художников. Объёмы работы немалые. Стало в какой-то момент понятно, что художник, мой коллега Павел Новиков, в одиночку не справится. Ему нужно было построить в полную величину космическую станцию, центр управления полётами, тренажерный зал и квартиры главных героев. Стали искать второго. Им оказался я.
Выбрали далёкую от реальности стилистику фильма. Сложность заключалась в том, что 80-е годы достаточно унылые в понимании большинства. Для современного зрителя обы-
чная советская квартира, на наш взгляд, это не совсем то, где должны жить главные герои – люди, которые летают в космос. Было решено сделать квартиры побольше и сильно помоднее. Чтобы современный юный зритель понимал: вот это космонавт. Таких, как он, единицы, и живёт он не так, как все. В одной из квартир пришлось менять мебель три раза, чтобы найти в конечном счёте стилистику, которой съёмочная группа будет придерживаться и дальше. Перед этим мы посмотрели несколько прибалтийских фильмов 70-80-х годов, накупили восточно-европейских журналов по мебели и дизайну. 
У Павла Новикова, ответственного за космические объекты, были свои сложности. Сначала по фильму станция изнутри покрыта инеем. Главные герои начали её размораживать, и она покрылась водой. Затем там произошёл пожар. После этого герои её починили и отчистили. Всё это надо было делать. И не всегда в той последовательности, как показано в кино. Тяжело было и артистам, исполнителям главных ролей. Они должны были висеть на тросах — иногда подолгу и вниз головой. На съемочной площадке всегда дежурила скорая помощь. Актёрам периодически делали массаж. Благо за стеной были декорации квартир. Когда ребята говорили, что уже завтра не смогут висеть на тросах, мы переходили что-нибудь поснимать в квартирах. Удобно, что всё было в одном большом павильоне.

ЦУП, который построили для съёмок, не имел по дизайну ничего общего с настоящим. Для него создатели фильма нашли около 80 аутентичных зарубежных мониторов и вывели на них изображения через DVD-проигрыватели.

— Фильм «Салют-7» снимался в импровизированном космосе, а «Вызов» —в настоящем. Заметит ли кинозритель разницу?
— Да, конечно. Касаемо хронометража, хорошо, если снимается 3-4 минуты фильма в день. В условиях невесомости в «Салюте-7» снималось всего три секунды в день. Сложности разные были: актёр за что-то зацепился, где-то видно трос.  Это всё приходилось очень кропотливо монтировать.

В фильме «Вызов» есть момент, когда актриса Юлия Пересильд влетает в кадр и, вращаясь по всем осям, начинает переодеваться в спецодежду. Такое невозможно снять ни на каких тросах. Если зритель внимательно посмотрит фильм, то он, конечно, заметит разницу. Она очевидна. Снять сцену в космосе можно одним кадром, избегая все монтажные уловки.

Для съёмок киноленты, которые велись в настоящем Центре подготовки космонавтов, пришлось покрасить половину пространств. Белые стены и невыразительный пол плохо подходили для кино.  Во-первых, это секретное заведение. Чтобы туда попасть, нужно за три недели подавать данные. Во-вторых, там каждый день проводятся настоящие тренировки космонавтов, строятся в настоящую величину макеты МКС. Барокамеру мы тоже перекрасили. Там появились светящиеся баннеры с космическими пейзажами. Мы им поменяли двери, полы перестелили. На воротах нарисовали Сергея Королёва и Юрия Гагарина. Обычные и обыденные медицинские кабинеты мы тоже переделали.

Полчаса кино 

— Сергей, как вы считаете, внесёт ли новая российская кинолента вклад в будущее освоение космоса?
— Безусловно! Весь смысл полёта в космос состоял в том, чтобы попробовать отправить профильных специалистов, учёных без многолетней подготовки. Чтобы физикой занимались физики, ботаникой — ботаники. Задача в том, чтобы в космосе смогли оказаться профессионалы, которые могли бы решать узкоспециализированные задачи. 
Плюс нашего кино — это огромная популяризация космонавтики. Сейчас благодаря всему этому миллионы узнали имена героев-космонавтов. Это тяжелейшая, опасная и ответственная работа. После того что нам с восторгом рассказали прилетевшие из космоса Клим Шипенко и Юлия Пересильд, никого уже не удивит, что каждый космонавт удостаивался звания Героя Советского Союза.

У нас не было никакой гарантии, что в космосе удастся что-то снять. Скептики из космической области утверждали, что кинематографисты на протяжении всего полёта будут плохо себя чувствовать и ничего не смогут отснять. Тем не менее ребята уже с первого же дня приступили к съёмкам. Хронометража получилось на 30 минут. Всего полчаса за 10 дней! Учитывая, что они находились в очень необычной среде, считаю, это отличный результат.

— Не устаёте ли вы от специфики и трудностей кинематографа, с которыми приходится сталкиваться каждый день?
— Спасение в разнообразии. Почти всё время что-то новое. Сейчас мы делали космические станции, ракеты и все эти специфические пространства, такие как ЦУП. А потом, может, будет какая-то романтическая комедия в Крыму, фильм про войну или вообще какая-то сказка. 

Досье
Сергей ТЫРИН родился в 1976 году в Калуге. Окончил художественную школу, Калужский колледж культуры, ВГИК. Один из самых востребованных в кино российских художников-постановщиков. Выступал в роли главного художника в таких картинах, как «Салют-7», «Чернобыль: Зона отчуждения» и др. Фильмо-графия — 33 работы. В 2018 году Ассоциацией продюсеров кино и телевидения признан лучшим художником-постановщиком года за сериал «Троцкий».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах