Примерное время чтения: 7 минут
433

О нежной любви. Полвека кинофильму «Сто дней после детства»

Совсем юная Татьяна Друбич снялась в знаковом кинофильме режиссёра Сергея Соловьёва.
Совсем юная Татьяна Друбич снялась в знаковом кинофильме режиссёра Сергея Соловьёва. Кадр из фильма

Мелодрама киностудии «Мосфильм» о жизни и первой влюблённости подростков в пионерском лагере «Лесной остров», снятая режиссёром Сергеем Соловьёвым по сценарию Александра Александрова, открывала лирическую трилогию о юношестве (второй фильм — «Спасатель», третий — «Наследница по прямой»). Первая картина «Сто дней после детства» была просто обречена на успех и стала кинематографическим шедевром, который высоко оценили не только кинокритики. Снимался фильм под Калугой летом 1974 года.

Тургеневская чистота

Режиссёр Сергей Соловьёв, принимаясь за картину, искал «Ирину Купченко тринадцати лет» для своей героини, отметая при этом кандидатуру Татьяны Друбич. Решил снимать молодую актрису от безысходности, настолько она не соответствовала представлениям Соловьёва о «тургеневских девушках». 

«Но в первой же съёмке Таня обнаружила своё самое сильное и совершенно удивительное по сию пору качество — свою фантастическую нефальшивость», — вспоминал режиссёр. 

Тем более дебют в кино юной Татьяны Друбич состоялся ещё в 1971 году именно в Калуге. Режиссёр киностудии им. Горького Инна Туманян пригласила девочку на роль Алёны в свою художественную драму «Пятнадцатая весна» о начале войны и немецкой оккупации.  

Действие фильма «Сто дней после детства» происходит в летнем пионерском лагере, размещённом в бывшей дворянской усадьбе. Подростки, захваченные стихией чувства, переживают первую любовь, взросление души остро и отчаянно, как переживают только в этом трудном возрасте.

А. Голубев в журнале «Советский экран» привёл оценку фильма, высказанную западноберлинской прессой во время кинофестиваля в Западном Берлине: «Только у русских хватило мужества на фоне обилия постельных сцен, жестоких трагедий, убийств и извращений выступить с подлинно романтическим, чистым и добрым фильмом».

Киновед и кинокритик Р. Юренев отмечал, что сценарист Александров и режиссёр Соловьёв сказали о любви «открыто и откровенно и столь серьёзно и чисто, что даже самые закоснелые блюстители нравственности возражений не нашли». 

Этот фильм не только покорил зрителя поэтической атмосферой, получил массу премий и кинонаград — в Берлине, Авеллино, Белграде, но и создал новый творческо-семейный тандем. В 1983 году Татьяна Друбич станет женой Сергея Соловьёва и, несмотря на полученную после школы профессию врача, снимется ещё в восьми его кинолентах. 

Главные роли в «Ста днях после детства» исполнили школьники Борис Токарев (Митя Лопухин), Татьяна Друбич (Лена Ерголина), Ирина Малышева (Соня Загремухина) и Юрий Агилин (Глеб Лунёв). 

В фильме сыграли уже известные актёры: Нина Меньшикова — старшая вожатая Ксения Львовна («мама Нина» из фильма «Девчата» и жена режиссёра Станислава Ростоцкого), Сергей Шакуров — Сергей Борисович (Серёжа), вожатый-скульптор.

В кинофильме звучит прекрасная музыка народного артиста РФ Исаака Шварца. Не менее замечательна и работа оператора Леонида Калашникова.

Андреевский куст

Съёмки фильма «Сто дней после детства» проходили летом и осенью 1974 года под Калугой, в местечке, которое прозвали «Андреевский куст». Здесь находятся несколько оздоровительных, а тогда — пионерских лагерей. Некоторые эпизоды снимались в деревне Андреевское Перемышльского района, в близлежащих деревнях. Ещё и на местном аэродроме малой авиации для базирования сельскохозяйственных самолётов.

На съёмках мосфильмовские специалисты построили декорации бывшей дворянской усадьбы в одном из пионерских лагерей «Андреевского куста». Вот только в каком? 

«Моя бабушка Алла Вешнякова, преподаватель химии, будучи классной руководительницей в 6-й школе Калуги, со своим классом ездила на съёмки этого фильма. Сгоняли их на массовку. Сцена с деревенскими, где ребята играют в футбол. Но у неё уже не спросить, и подруг уже нет», — разводит руками Наталья Кошкина

Один из эпизодов фильма снимали в старинном доме на улице Баумана, 3, в Калуге. Сейчас этот дом снесли, к сожалению. Свидетель тому калужанка Людмила Матвеева.

«Ещё 10-летней девчонкой я снималась в этом фильме, в массовке, — рассказывает Марина Журавлёва. — Тогда нас, школьников, возили на съёмки этого фильма. Снимали много кадров. Запомнила сюжет: вечер, площадка пионерского лагеря, музыка, поёт Шарль Азнавур, звучит его песня «Изабель». Под эту песню мы все танцевали парами, и Татьяна Друбич — главная героиня — тоже. Это было так интересно! Нас кормили после съёмок, платили зарплату. Это были мои первые заработанные деньги!  Помню, что парню, который играл главную роль, накладывали гипс на ногу. Он по сюжету прыгал на одной ноге, хромал в гипсе. Благодарю судьбу, что свела меня с известными актёрами и режиссёром фильма Сергеем Соловьёвым!» 

Фото: kino-teatr.ru

«Мы с сестрой тоже снимались в этом фильме. Может, помните, я всегда была одета в жёлтое платье в клетку? Этот фильм снимали в деревне Андреевское Перемышльского района, но не в пионерском лагере. Помню, что была крытая сцена и скамейки для зрителей. Помещения не было. Рядом находился пруд с мостками», — вспоминает Ольга Кибицкая.

Калужанка Галина Колпакова вспоминает: «Я училась в четвёртом или пятом классе, уже не помню. Зато очень хорошо помню, как ездили на съёмки в автобусе от гостиницы «Калуга» вместе с режиссёром Сергеем Соловьёвым, Борей Токаревым и Таней Друбич. И ездили ещё в Детчино. Там снимали эпизод, как школьники собирали капусту на колхозном поле. В фильме снималась половина нашего класса 23-й средней школы. И во весь экран лицо рыжего мальчишки. Это Коля Чинков».

«Мы снимались с дворовыми пацанами в массовках фильма «Сто дней после детства» и «Взлёт», — рассказал калужский журналист Олег Новиков. — Помнится, даже 1 рубль 50 копеек за фильм заплатили. В фильме Сергея Соловьёва мы шагали под брезентом по какой-то дороге, а нас поливали из пожарной машины, якобы шёл дождь. Но всё это практически стёрлось из памяти». 

Дело было в Тарусе

Похоже, что точку в нашем расследовании поставила калужанка Яна Тишенкова. Она мне рассказала свою семейную историю: «Моя мама Ольга, ей тогда было 14 лет, и моя тётя Светлана Долматова снимались в фильме Сергея Соловьёва «Сто дней после детства». В их школу пришли кинематографисты и отобрали двух девочек. Им просто повезло. Из Калуги подростков привезли в Тарусу на заброшенную базу отдыха. Там и проходили съёмки пионерского лагеря. В сцене вечерней дискотеки они танцевали под французский медленный танец. В фильме мою маму почти не видно. Но был крупный план. Там моя юная тётя танцует с одним из главных героев фильма Сашей Лебедевым (сыграл актёр Андрей Звягин). Затем в кадре она машет ему рукой».

Однако нет причин сомневаться и в свидетельствах других калужан. Воспоминания юных лет — самые прочные. Сцены снимались и дублировались в разных местах с разными участниками. И мы верим всем.

Кстати
Премьера картины состоялась 1 декабря 1975 года. Фильм стал обладателем «Серебряного медведя» на XXV Международном кинофестивале в Берлине за лучшую режиссуру. Год спустя фильм получил премию Ленинского комсомола. А ещё через год сценаристу, режиссёру, оператору и художнику вручили Государственную премию СССР.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах