Примерное время чтения: 6 минут
230

Дело в шляпе. О трудностях малого бизнеса и конкуренции с китайцами

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25. АиФ-Калуга № 25 21/06/2023

Сегодня на российском рынке сшитых вручную головных уборов работает всего три производителя. Одна из фабрик находится в Калуге. «Шапки — это чисто русский бизнес», — считает предприниматель, технолог швейного производства и дизайнер Амиль Джамалов.  Однако, как и в любом деле, здесь есть свои подводные камни.

В интервью «АиФ-Калуга» предприниматель рассказал о том, как в условиях санкций и высокой конкуренции удаётся создавать модные аксессуары для россиян.

Фото: Из архива

За Китаем не угнаться

—  Как повлияли санкции на рынок тканей? Идёт ли импортозамещение в лёгкой промышленности?

— Мы изначально работали с итальянскими тканями, закупали их сами во Флоренции. После введения санкций стало накладно. Перешли на ткани российских поставщиков, которые их везли из Европы. Проблема в том, что продукция-то разная, а ткани у всех практически одинаковые. Мы перешли на поставки тканей под себя. Работали напрямую с китайскими фабриками и просили изменить состав. К примеру, 40 процентов хлопка и 60 — синтетики. Пусть дороже, но качественнее. Китайцы сейчас, пользуясь непростой ситуацией, предлагают заказывать крупные партии. Раньше условия были комфортнее. Можно было спокойно заказать один рулон. А теперь у них нужно закупать чуть ли не целый контейнер тканей, чтобы им было логистически выгодно отправлять заказ из Китая в Россию.

С Китаем раньше не было никакой конкуренции. Шапки — это чисто русский бизнес. Особенно зимние. Со временем ситуация стала меняться. Сейчас мы уже не можем конкурировать с китайцами в сегменте летних головных уборов. Не потому, что они хорошего качества, а из-за цены. То же самое сшить в России стоит в десять раз дороже, как бы мы ни старались. Тем не менее российский покупатель всё чаще отказывается от дешёвого ширпотреба.

Сейчас мы переориентировали закупки на Турцию. Рисуем дизайн и фурнитуру, заказываем такни.  Работаем с материалами на текстильных фабриках в Санкт-Петербурге и Иванове. Это весенние и осенние ткани. Текстиль и утончённый гобелен с запатентованной вязкой. Его специально ткут для нашего бренда. На 60 процентов это российские ткани. Правда, сырьё наши фабрики пока вынуждены покупать за границей.

Разные вкусы

— Женские шляпки можно примерять часами. Каждая вещь — неповторимый стиль и отдельная философия. Почему решили заняться именно этим бизнесом? Вы москвич, как оказались в Калуге?

Фото: Из архива

— В 2007 году после школы изучал профессию технолога и параллельно работал на московской швейной фабрике. Было интересно всё, что связано с производством трикотажных изделий, верхней одежды, чулочно-носочных изделий, вечерних платьев. В 2017 году стал разрабатывать свои модели головных уборов и шить на собственном производстве в Калуге.

После десяти лет работы на московской фабрике мне повезло — предложили выкупить производство головных уборов на очень хороших условиях. Конечно же, согласился. Развивая бизнес, пришлось совмещать творчество и административную работу. Окончил факультет управления РАНХИГС. Благодаря академии узнал от друзей о том, что в Калужской области созданы комфортные условия для предпринимателей. Приехал, посмотрел и решил перевезти производство из Москвы в Калугу. Затем открыл и свой первый магазин в центре города. Здесь живу и работаю уже седьмой год.

По нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство» через калужский центр «Мой бизнес» получил господдержку на участие в выставках. А их у нас за год более пятнадцати. Выставки — это прямой контакт с оптовыми покупателями и дилерами, рост клиентской базы и возможность выхода на новые рынки. Сейчас только в Москве наши шапочки есть в 47 точках, а в северной столице — в 10 торговых центрах. Участвуем в крупных ярмарках, смотрим спрос на те или иные наши модели.

Создаём коллекцию на год вперёд. Есть и постоянные модели. Дружим с дизайнерами, с производителями верхней одежды. В России мода формируется по своим законам. Мы знаем, какие цвета, фактуры ткани популярны сегодня и будут модны в следующем году.  У каждого региона свой вкус, предпочтения и даже размер головы. Вы удивитесь, но посадка одной модели на жителях разная. Наша продукция сейчас представлена в 72 регионах.

— Есть ли свои особенности в производстве головных уборов?

— Одна наша швея создаёт от 3 до 7 головных уборов за день. Это целый процесс. В штате есть постоянные сотрудники, а также специалисты, которых мы привлекаем по договору, например, на крупный заказ. К особенностям производства нужно привыкнуть так же, как и к особенностям предложения покупателям нашей продукции. Когда открывали магазин, к нам боялись идти продавцы. Сейчас покупатели уже оценили наши головные уборы. Заходят, спрашивают новинки. Приняли решение о переезде в более комфортное помещение. Сейчас делаем ремонт, готовимся к открытию.

Без наценки

— С какими трудностями вы сталкиваетесь сегодня как предприниматель?

— Любой бизнес в России вести сложно, сейчас тем более. Конкретно для нас очень дорогая аренда коммерческих площадей. Чтобы продавать наши изделия в хороших локациях в розницу, нужны серьёзные инвестиции. 

Вторая проблема — валюта. Сырье для коллекций покупается практически за полтора года. Заказы принимаем по одному курсу, а когда изделие готово, его стоимость уже другая. Рассчитывать себестоимость сложно. Поэтому бизнес, который создаёт, а не перепродаёт в России, нередко остаётся в минусе. Третья проблема — непростая ситуация, связанная с СВО. Многие взяли паузу и пока опасаются инвестировать в новые проекты.

— И всё-таки, есть ли у вас уверенность в завтрашнем дне?

— В плане производства и реализации мы достигли своего максимума. Но в плане розничных продаж есть куда стремиться. В этом году мы хотим убрать оптовые продажи. На наши индивидуальные и сшитые вручную изделия накручивают приличные цены. Нам возвращают 300 рублей с продажи той же шляпки. Это ничто. Мы поставили себе цель — постараться продавать больше продукции самим. Этого хочет и клиент. Будем развивать интернет-продажи, представлять свои коллекции на заказ. Нам это позволит увеличить объёмы и запустить новую линейку модных аксессуаров.

досье
Амиль Джамалов, предприниматель, дизайнер, владелец шляпного бренда. Родился в городе Баку. Учился и работал в Москве. Окончил факультет управления РАНХИГС. Живёт в Калуге.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах