В музейно-краеведческом центре «Палаты Коробовых» открылась уникальная выставка «Загадочная Гамаюнщина» (6+).
В экспозиции представлены предметы быта из фондов Калужского объединённого музея-заповедника и частных коллекций из разных деревень, в своё время входивших в загадочный край: комплекты крестьянской одежды, старинные головные уборы, образцы рукоделий, кухонная утварь, сельскохозяйственные ручные инструменты, образцы рукодельного ремесла.
Генетическая память
Кто такие «гамаюны» и где конкретно располагались поселения, получившие название «Гамаюнщина»? Эти вопросы не дают покоя исследователям. У древних славян «гамаюн» означало вещую птицу, посланника богов, глашатая. Чаще её называли птицей счастья.
«Что послужило мотивацией представить такую выставку?» — такой вопрос мы задали при первом знакомстве с экспозицией.
«Очень часто к нам приезжают гости с Урала — это потомки людей, сосланных после знаменитого восстания 1752 года на Гамаюнщине под Калугой. Говорят, в памяти потомков переселенцев традиции предков хранятся на генетическом уровне. И сегодня они помнят и передают из поколения в поколение традиции, обычаи, обряды, называя себя «калужскими гамаюнами», — рассказывает сотрудник объединённого музея-заповедника Татьяна Фомичева.
Жители юго-западной части Свердловской области, Нижнесергинского района, проживающие в городках Верхние и Нижние Серги, Михайловске, именуют себя гамаюнами, зачастую добавляя определение «калужские». Уральские гамаюны сохранили даже некоторые внешние признаки, позволяющие выделять их из общей среды Нижнесергинского района, а особый диалект позволяет и сегодня безошибочно определять выходцев из «калужской Гамаюнии».

«У нас работала сотрудником музея молодая девушка Аня, — продолжает свой рассказ Татьяна Фомичева. — Сейчас она преподаёт в школе, а в Калугу переехала с Урала, из Нижнесергинского района. С детства её называли гамаюнкой. Она понятия не имела, что это такое. Видимо, были у неё какие-то черты, внешне присущие гамаюнам. Она вышла замуж за калужанина, а когда собиралась переезжать сюда, отец ей сказал: «Ну вот, возвращается на историческую родину». Вот и получается, память жива. Моя мечта — нарядить её в этот гамаюнский костюм и сфотографировать их вместе с дочкой».
Солярные символы
В середине 20-х годов прошлого столетия сотрудник Калужского краеведческого музея Мария Шереметева, совершавшая ряд поездок по бывшей Калужской губернии, пришла в изумление. Жители деревень, которые входили в бывшую Ромодановская волость на правом берегу Оки, до революции резко отличалась от окружающих её селений особенностями быта. В конце XVII века в древнюю Гамаюнщину входило 17 соседних селений: Ромоданово, Квань, Рождествено, Верховая, Воровая, Покров, Пучково, Чижовка, Шопино, Секиотово, Грачи, Верхняя и Нижняя Вырка, Еловка, Животинки, Колюпаново, Горенское.
Подробное описание образа жизни и сохранившихся традиций гамаюнов содержится в исследовании известного русского географа и этнографа Григория Потанина: «Значительная вотчина, лежащая на правом берегу Оки против Калуги и состоящая из нескольких деревень, сохранила до настоящего времени и свой давнишний состав и особенное имя Гамаюнщины. О происхождении названия нет местных преданий; от одного только гамаюнского крестьянина слышал я, что она так названа по имени какого-то Гомоса, управлявшего вотчиной в старые годы». В статье приводится описание сельскохозяйственных культур, выращиваемых гамаюнами, устройства дворов, утвари, традиционной одежды, праздников и даже детских игр.

Самобытность костюма заключается в удивительной вышивке, которая передает образы, корнями уходящие в глубокую древность, вятическую славянскую мифологию. Вышивальщицы не всегда могли точно его объяснить, но они помнили благожелательность древних узоров. В гамаюнских узорах особое значение придавалось солярным знакам — символам солнца. Солярные знаки часто вышивались рядом со всадниками, которые олицетворяли солнечное божество. Вестниками солнца были многочисленные птицы. В вышивке это «павы» с изящным контуром туловища и пышным хвостом. А возможно, это и есть знаменитая древняя птица гамаюн.
Праздничная одежда и края полотенец вышивались чудным узором, нигде более не встречающимся. Среди всех вышивок различных русских областей эта калужская вышивка отличается особой декоративностью и выразительностью, яркостью и красочностью. Она богата изобразительными мотивами, переданными своеобразным приемом вышивания — «цветной перевитью».
Рубашка прадеда
Среди калужан есть немало семей, которые хранят историю своего рода, связанного с загадочной Гамаюнщиной. Среди них и семья Блиновых. Документы свидетельствуют, что братья Блиновы принимали активное участие в Ромодановском восстании 1752 года. За это они были сосланы на «Сибирские заводы». Основатель рода, крестьянин Пётр Пименов Блинов, являясь управителем Ромодановской волости и живший в петербургском доме промышленника Никиты Демидова, перед восстанием 1752 года пытался узнать, какими путями оболенские крестьяне добились своего освобождения.
В роду Блиновых хранится удивительная реликвия — рубашка прадеда. У гамаюнов мужская рубаха делилась на праздничную, сатиновую или ситцевую, и будничную — холщовую. У стариков она была чаще некрашеная, белая холщовая. Без стоячего ворота и с коротким рукавом — это рубаха старинного покроя. Именно такая рубашка, принадлежавшая прадеду, бережно хранится в роду Блиновых и передается ими из поколения в поколение.

Из рода Блиновых вышло много замечательных людей. Так, Юрий Блинов (1932 - 2007) в своё время работал секретарём Калужского горкома КПСС, заведующим отделом строительства обкома КПСС. Это и легендарный лётчик дважды Герой Советского Союза Александр Карпов, «писатель деревенских характеров» Владимир Кобликов и известный калужский живописец Лев Рыжов.
Выставка в Палатах Коробовых будет работать до конца ноября.
Кстати
Посетители выставки смогут познакомиться с реконструкцией комплекта женской и девичьей одежды гамаюнок, выполненной педагогом центра дополнительного образования «Исток» города Калуги Татьяной Ермаковой. Можно увидеть кукольную композицию народного мастера РФ Раиси Головачёвой, которая знакомит с персонажами гамаюнской свадьбы. Предметный ряд композиции выставки дополнен произведениями изобразительного искусства, отражающими историю и быт одного из исторических поселений.