Примерное время чтения: 5 минут
699

Опера в деревне и цветовые эксперименты. Как прошло «Архстояние-2019»

Пока главный арт-объект этого года ещё не готов, но фотосессии уже можно устроить.
Пока главный арт-объект этого года ещё не готов, но фотосессии уже можно устроить. / Андрей Хорошавин / АиФ-Калуга

Небольшая деревня Никола-Ленивец в Дзержинском районе Калужской области стала известна после того, как в 2006 году Николай Полисский впервые провёл там фестиваль «Архстояние». Теперь дважды в год — зимой и летом — здесь представляют новые арт-объекты, их авторами становятся художники и архитекторы из разных стран. Очередной, уже 13-й по счёту фестиваль прошёл под Калугой с 26 по 28 июля.

Архитектурная новинка этого года — «Угруан» — ещё не доделана. Зато организаторы решили впечатлить гостей музыкой: пять оперных постановок, созданных молодыми композиторами в лаборатории КООPERAЦИЯ, показали на «Архстоянии-2019». Чем удивлял гостей фестиваль и как изменился его формат, выяснял «АиФ-Калуга».

Новая музыка

«Ипотека, жена, работа остаются здесь. Война, отчаянье, смерть, страх, ужас остаются здесь. А я уеду на Марс», — вещают герои с крохотной сцены. В фоне на экране с проектора транслируется текст и видео в форме сообщений из социальных сетей и мировых новостей.

Небольшое пространство внутри одного из арт-объектов превратилось в сцену.
Небольшое пространство внутри одного из арт-объектов превратилось в сцену. Фото: АиФ-Калуга/ Андрей Хорошавин

В опере заняты три человека. Они — операторы космического агентства NASA, которые общаются с марсоходом на языке программирования, положенном в основу партитуры. Далёкая красная планета противопоставляется земной реальности, от которой герои хотят сбежать на Марс: от информационного шума повседневности и экзистенциальных страхов.

Примерно так выглядит музыкальное произведение, которое назвали именем марсохода «Кьюриосити». Эту оперу показывают в Ленивом Зиккурате — одном из объектов Никола-Ленивца.

«Сюжет крайне фантастический, даже сюрреалистический. Вся опера связана с событиями современности и недавних лет», — рассказывает актёр Игорь Витковский, исполняющий роль второго оператора.

Над мультимедийной оперой «Кьюриосити», помимо композитора и режиссёра, работали также видеохудожники, операторы и монтажёр.

Экспериментальные постановки показывали и днём, и ночью.
Экспериментальные постановки показывали и днём, и ночью. Фото: АиФ-Калуга/ Андрей Хорошавин

На ключевых объектах парка состоялась премьера пяти опер нового формата. Все они проходили на разных арт-объектах. Разработаны постановки в лаборатории КООPERAЦИЯ под руководством Екатерины Васильевой. Участников инновационного проекта объединила идея сотворчества. Все эти представления создавали люди различных профессий.

Моне на Угре

«Архстояние» — ежегодный международный фестиваль ландшафтных объектов, который проходит на территории деревни Никола-Ленивец Дзержинского района Калужской области. За 13-летнюю историю в нём приняли участие свыше 150 авторов, было возведено не менее 100 арт-объектов, которые стали частью ландшафта арт-парка или переехали на другие территории.

Архитектурных новинок, если не считать небольшое цветовое обновление Ротонды Бродского, в этот раз зрителям не предложили. Экспериментом в области архитектуры станет новый арт-объект «Угруан», совместивший в названии место собственного расположения (река Угра) и серию картин Клода Моне «Руанский собор», которая вдохновила художника Николая Полисского на его воплощение. Однако работа над его созданием только началась и потребуется около полугода. Обещают закончить до появления белых мух.

Как пояснил Полисский, всё из-за сложности в изготовлении. «Угруан» будут плести из 170 тысяч лозинок, раскрашенных в разные цвета местными жителями. На данный момент выполнена только одна четвёртая часть работы. По замыслу автора, он достигнет 25-метровой высоты и будет менять свой цвет в зависимости от освещения и погодных явлений.

«Как из кирпичиков, из этого цвета, который придумал Клод Моне, из этих маленьких пикселей, лозинок, мы создаём объект величиной почти с Руанский собор. Эта вещь невероятно сложна. В ней очень много деталей, цвета, который, как живописец, я весь перепутал. Под воздействием солнечных лучей, тумана, снега, дождя она будет постоянно меняться. Надеюсь, она будет неповторима в каждый свой момент и за ней будет очень интересно наблюдать», — пояснил автор объекта Николай Полисский.

Художник сам когда-то вышел из живописи, посвятив ей 42 года. Теперь он возвращается к краскам, но использует их в скульптуре.

Музыка, преобладавшая на фестивале ленд-арта впервые, расширила его территорию до рекордной величины в 300 гектаров, объединив на ней 321 участника: местных жителей, художников, архитекторов, музыкантов и волонтёров.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах