После пандемийных запретов, казалось бы, возможность посетить музеи без ограничений должна привлечь публику. Однако на большинстве площадок аншлагов не наблюдалось.
Единый билет? Не слышали
Изначально междугородная акция, впервые проведенная в Берлине в 1997 году, «Ночь музеев» ставила перед собой цель прежде всего пропаганду культурного наследия. В России первым к акции присоединился в 2002 году Красноярский музейный центр. Федеральный статус мероприятие получило в 2015 году, когда его поддержал минкульт России.
Один из постулатов акции — возможность посмотреть на произведения искусства вечером и ночью по единому городскому билету, а если это возможно — бесплатно. Увы, «Ночь музеев» – 2022 в Калуге показала, что далеко не все учреждения культуры открыли двери с альтруистическими намерениями.
Никакого «единого билета» не было и в помине, калужанам приходилось отдельно покупать право на вход в целый ряд участников «Ночи музеев». В Музее истории космонавтики, имеющем федеральный статус, торговля билетами шла, как в обычные дни, разве что скинули чуть цену.
Удивил Музей изобразительных искусств, что на улице Ленина. В афише, опубликованной на сайте музея, ни слова не сказано о билетах. В результате недоумение калужан выплеснулось в социальные сети. Одна из горожанок так описывает свой поход с детьми в этот музей во время акции:
«Ходили в художественный музей на «Ночь музеев». Ну что сказать — смешанные чувства. Программа была интересная, я хотела попасть на «Золотой век японской графики» и на «Сказки в изобразительном искусстве». Итак, пришли с ребенком (13 лет). Вход на японцев был отдельный — за меня 350, за ребенка 250. Хорошая выставка, но это один зал.
Рядом была экспозиция венецианской маски — туда был отдельный билет — 250 рублей. «Сказки в изобразительном искусстве» были во флигеле напротив, и туда была своя касса. На сайте и в соцсетях музей об этом скромно умолчал.
Какие были плюсы от такой ценовой политики? В этих залах было — без искажения фактов — по паре посетителей в час. Половина из них — сотрудники».
Представители музея пытались оправдаться, мол, это коммерческие выставки и ничего с этим не поделаешь. Возможно, но в итоге-то получилось, что и денег не заработали, и имидж подпортили. Впрочем, винить музейных работников нельзя — им бы концы с концами свести. А вот «единый городской билет» смог бы решить все эти проблемы.
Куда пошли калужане?
По-настоящему порадовали калужан в эту «Ночь музеев» Инновационный культурный центр и калужский Дом музыки. Эти учреждения работали бесплатно. Но главное, что и ИКЦ, и Дом музыки показали оригинальные программы, рассчитанные на всех, от мала до велика.
По традиции «Ночь музеев» в ИКЦ дала старт традиционному фестивалю современного искусства «Циолковский Фест. Начало». Открылся он выставкой «Калуга-Марс» выпускницы Суриковского института Агне-Марии Силкинайте. Художница — участница 20 выставок, ее работы выставлены в Новой Третьяковской галерее.
Картины, представленные в ИКЦ — это экспериментальные работы. Они написаны на основе композиционных материалов, использующихся в авиационной и космической технике. Как рассказала художница, очень сложно было технически нанести изображение на эту основу.
Спустившиеся в зал-трансформер зрители получили мощный энергетический заряд от перформаса инновационного театра балета. Танцоры в короткой, получасовой композиции сумели показать историю любви человечества. После такого старта покидать многочисленные площадки Центра еще долго не хотелось.
Мастер-классы для детей в фойе, выставки фотографий и гитарные композиции в галерее Дома музыки, — по свидетельству многих, нынешняя «Ночь музеев» в Калуге прошла именно здесь.