145 лет назад знаменитый русский писатель посетил почитаемого старца Амвросия. Поездка была связана с трагическим событием в жизни Достоевского – в мае 1878 года от эпилепсии умер его трёхлетний сын Алёша. Пребывание в святой обители совпало с сороковым днём смерти мальчика. Один из героев романа «Братья Карамазовы» получит имя в память об умершем сыне.
В дни скорби
Монастырь Оптина пустынь, расположенный в Козельском районе Калужской области, Фёдор Достоевский и философ Владимир Соловьёв посетили в 1878 году – 7 июля (25 июня по старому стилю).
Жена писателя, Анна Григорьевна, писала в своём дневнике: «Чтобы хоть несколько успокоить Фёдора Михайловича и отвлечь его от грустных дум, я упросила Вл. С. Соловьёва, посещавшего нас в эти дни нашей скорби, уговорить его поехать с ним в Оптину пустынь, куда Соловьёв собирался ехать этим летом. Посещение Оптиной пустыни было давнишнею мечтою Фёдора Михайловича».
В монастыре Достоевский пробыл двое суток – с 25 по 27 июня. 29 июня он написал жене письмо, в котором рассказывает о поездке в монастырь. Однако о пребывании в монастыре там почти ничего не сказано: «В Опт[иной] пустыни были двое суток. Затем поехали обратно на тех же лошадях». Завершается письмо обещанием всё рассказать по приезде.
По-видимому, именно устный рассказ мужа о монастыре Анна Григорьевна Достоевская и изложила в своих воспоминаниях: «С тогдашним знаменитым старцем отцом Амвросием Фёдор Михайлович виделся три раза: раз в толпе, при народе, и два раза наедине – и вынес из его бесед глубокое и проникновенное впечатление. Когда Фёдор Михайлович рассказал старцу о постигшем его несчастии и о моём слишком бурно проявившемся горе, то старец спросил его, верующая ли я, и когда Фёдор Михайлович отвечал утвердительно, то просил его передать мне его благословение, а также те слова, которые потом в романе [«Братья Карамазовы»] старец Зосима сказал опечаленной матери».
Эти слова старца мы можем прочитать в первой книге романа.
«– Сыночка жаль, батюшка, трёхлеточек был… По сыночку мучусь, отец, по сыночку, – говорит мать.
– И надолго ещё тебе сего великого материнского плача будет, но обратится он под конец тебе в тихую радость, и будут горькие слёзы твои лишь слезами тихого умиления и сердечного очищения, от грехов спасающего».
Амвросий или нет?
После кончины старца Амвросия его преемником по старчеству стал его келейник иеро-схимонах Иосиф (Литовкин, 1837–1911). В 1898 году старец Иосиф прислал в журнал «Душеполезное чтение» длинное письмо со всеми собранными сведениями о пребывании в Оптиной пустыни некоторых знаменитых писателей. Достоевскому посвящён всего один абзац: «Среди старожилов нашей обители сохраняется воспоминание о посещении оной в 1877 г. (здесь у отца Иосифа ошибка, это было в 1878 г. – Прим. ред.) другим знаменитым нашим писателем, Ф.М. Достоевским. Подолгу длились его беседы со старцем отцом Амвросием о многих насущных вопросах духовной жизни и спасении души. Вскоре затем появились в печати «Братья Карамазовы», написанные отчасти под впечатлением посещения его Оптиной пустыни и бесед с отцом Амвросием».
Поскольку Иосиф был келейником Амвросия, вполне вероятно, что он мог быть свидетелем бесед писателя и старца.
Есть версия, что прототипом героя романа отца Зосимы стал именно Амвросий, поскольку жена писателя в воспоминаниях сообщила, что в уста книжного героя вложены слова оптинского старца. Да и преемник Амвросия отец Иосиф указывал на то, что «Братья Карамазовы» написаны в том числе под влиянием поездки Достоевского в Оптину. Эту версию поддерживали критик Василий Розанов и литературовед Аркадий Долинин. Однако другие литературоведы среди возможных прототипов называют также епископа Тихона Задонского, законоучителя Александра Орлова, схимонаха Зосиму Тобольского и католического святого Франциска Ассизского.
К тому же, по воспоминаниям Владимира Соловьёва, посещавшего монастырь вместе с Достоевским, Фёдор Михайлович вовсе не безропотно внимал словам старца. Писатель Дмитрий Стахеев, со слов Владимира Соловьёва, вспоминал: «Федор Михайлович Достоевский, например, вместо того, чтобы послушно и с должным смирением внимать поучительным речам старца-схимника, сам говорил больше, чем он, волновался, горячо возражал ему, развивал и разъяснял значение произносимых им слов и, незаметно для самого себя, из человека, желающего внимать поучительным речам, обращался в учителя». Также, по рассказам Соловьёва, Достоевский разговаривал не только с Амвросием, но и с другими обитателями монастыря.
Сколько в образе старца Зосимы от Амвросия, а сколько от других прототипов – знал только сам писатель. Однако ассоциации Оптиной пустыни с романом «Братья Карамазовы» прочно укоренились в русской культуре.
В память о писателе в монастыре с прошлого года проходят Дни Достоевского, на которых открыли закладной камень будущего памятника Фёдору Михайловичу. Часть материала привезена из Омска – с места каторги писателя. В этом году 7 июля недалеко от стен монастыря на тропе к скиту откроется памятник Достоевскому, работы известного российского скульптора Салавата Щербакова.