Обновлять городской транспорт в Калуге начали ещё в 2020 году. В 2022-м должны были продолжить. Но процесс затормозился. Сейчас замерзающим на остановках калужанам остаётся только мечтать о пассажирском счастье. Когда грядут реальные перемены?
Лучше не стало
Разговоры о втором этапе транспортной реформы в городе ведутся вот уже два года. Поводов достаточно. То сбои в работе маршруток из-за непогоды, то нехватка автобусов, то рост цен на проезд. Жалоб от калужан тоже немало. В том числе и на пресловутые «красные» автобусы, заменившие маршрутки на северном направлении.
«На 6-м, 90-м и 9-м маршрутах транспорт ходят битком. А иногда и мимо остановок проезжает. Верните частников, если муниципалы не справляется», — негодует пассажирка Наталья Лещева.
Не меньше нареканий вызывает работа общественного транспорта и там, где всё ещё ездят ПАЗики и небольшие маршрутки. Особенно обновления ждут жители Правобережья. Но когда к ним приедут «красные» автобусы неизвестно.
«Чтобы начать второй этап, необходимо дополнительное финансирование. На данный момент его источник не определён», — коротко ответил заместитель начальника управления городского хозяйства Калуги Игорь Бугаенко.
Если деньги всё же найдут, то проводить очередную часть реформы планируют в 2022-2023 годах. А пока областные власти в третий раз подали заявку на получение инфраструктурного кредита.
Тем временем частные перевозчики ничего не загадывают и работают на том, что есть и там, где дают. Большинство из них не собираются обновлять автопарк. И вовсе не из пренебрежения к пассажирам.
«Нам транспортные карты продлевают всего на девять месяцев, и каждый раз говорят: вас здесь скоро не будет. Уже не первый год живём в таком напряжении. Вот пока город ищет деньги на автобусы, нам дают работать», — рассказывает представитель одного из перевозчиков.
В таких условиях покупать автобус стоимостью в несколько миллионов очень рискованно.
Выдавить частника
Власти не скрывают, что планируют забрать у частников городские маршруты. По их мнению, только так можно навести порядок на рынке пассажироперевозок и работать по европейской схеме — на дотации из бюджета.
В МУП «Управление Калужского троллейбуса» хоть сейчас готовы начать работу над очередным этапом реформы.
«Маршруты у нас разработаны. Понимание, сколько нужно людей, есть. А главное — есть наработанный на северном направлении опыт. Второй этап реализуем быстро и качественно, была бы техника», — отмечает директор УКТ Вадим Витьков.
Схемы и графики маршрутов перевозчик разработал на всех направлениях. Но предполагается, что второй этап начнётся с Правобережья, где жилые кварталы растут как грибы. При этом, чтобы покрыть перевозками весь город, потребуется около 350 автобусов большой вместимости, которые полностью заменят частные машины.
Идея реформирования правильная, но решение полностью монополизировать процесс выглядит несколько утопически, считает председатель комиссии по экологии и транспорту Заксобрания Калужской области Сослан Токаев.
«Сразу же возникнут вопросы о здоровой конкуренции и лишении пассажиров права выбора. Кому-то же удобнее машины малой вместимости — маршрутки. А оставить одного перевозчика с большими автобусами? Наверное, это будет не всем комфортно», — подчёркивает Токаев.
По его мнению, нельзя выдавливать частных перевозчиков с рынка. Это пошатнёт веру населения в поддержку малого бизнеса и оставит без работы множество людей, да и бюджет недосчитается нескольких миллионов. Плюс монополизация отрасли часто ведёт к росту цен.
Кстати, проезд в общественном транспорте может подорожать уже в ближайшие месяцы. 17 января городская Дума опубликовала проект решения о пересмотре стоимости поездок на автобусах и троллейбусах. Согласно документу, цена поездки может вырасти сразу до 25 рублей в то время, как сейчас за проезд в троллейбусе калужане платят 19 рублей, в автобусе — 22.