Авиагонки на «Дельфине». Российские пилоты соревновались под Калугой

Игорь Егоров / АиФ-Калуга

В минувшие выходные на аэродроме «Орешково» в Калужской области прошёл второй этап Чемпионата России по высшему пилотажу на реактивных самолётах Л-29, а также чемпионат по авиагонкам. Во всероссийских соревнованиях участвовали лучшие лётчики из Москвы и Московской области, Калуги, Республики Крым и других российских регионов. На аэродроме побывал корреспондент kaluga.aif.ru

   
   

Маршрут под облаками

Пять лет назад на аэродроме «Орешково» состоялось знаменательное событие — впервые прошёл чемпионат по авиагонкам. Благодаря новой дисциплине появилась Федерация русских авиационных гонок.

А в минувшую субботу, 19 октября, состоялись квалификационные полёты, в которых приняли участие сильнейшие пилоты из разных регионов России. Семеро из них вышли в финальный этап авиационных гонок на самолётах Л-29 «Дельфин».

Руководитель калужского авиационно-спортивного клуба «Альбатрос Аэро» Владимир Лисняк отметил: «Задача пилота — пройти всю трассу в створе пилонов, расположенных в определённой последовательности, за минимальное время».

Судьи, стоящие у каждой пары пилонов, учитывают лучшие результаты из двух попыток. Они начисляют штрафные баллы, поскольку пилот должен пролететь между пилонами строго в горизонте и не допустить ошибок по крену и тангажу.


«После взлёта самолёта пилот выходит на трассу общей протяжённостью около 8 км. Двигаясь по прямолинейному маршруту, в момент захода на трассу он выполняет пикирование с креном до 90 градусов. После пролёта первых пилонов пилот корректирует направление для захода на другие ворота. Затем он делает горку с разворотом и проходит через третьи и четвёртые ворота. При этих маневрах перегрузка составляет примерно 6-7 g, а скорость — около 500 км/час», — рассказал Владимир Лисняк.

Крутое пике

С земли можно было наблюдать, как бывший военный лётчик первого класса и кандидат в мастера спорта Алексей Шахматов, пролетел по маршруту на огромной скорости. Создавалось впечатление, что могучий вихрь несёт его самолёт к финишу, но это был не каприз природы, а мастерство пилота, который в совершенстве освоил самолёт Л-29.

Крылатая машина стрелой пролетела ворота на невероятной скорости, а затем резко ушла вверх, совершив энергичный вертикальный маневр. Казалось, летчик не чувствует перегрузки, которая давила на него с чудовищной силой во время выполнения коротких разворотов.

Пилот выжимал из самолёта всё, на что тот был способен. Л-29 оснащён одновальным центробежным турбореактивным двигателем Motorlet M -701C 500 с максимальной тягой 840 кгс (8,7 кН). Это было великолепное зрелище, вызывающее восхищение.

Самолёт, пилотируемый калужанкой Юлией Крыловой, после короткого разбега оторвался от бетонной полосы и устремился в небо, на котором висели кучевые облака.

Журналисты и участники соревнований внимательно следили за тем, как Юлия заходила на первый круг на максимальной скорости, снижаясь к воротам. Самолёт с рёвом пронёсся мимо пилонов, обозначающих стартовые ворота, и с небольшим креном устремился ко вторым. Примерно четыре секунды занял пролёт на этом отрезке. Вдруг, резко сделав горку, Юлия переложила самолёт на левое крыло и изящно выполнила боевой разворот, после чего ушла на второй круг. Перегрузка в этот момент составляла 6g. Вес хрупкой девушки увеличился в шесть раз по сравнению с исходным. Чтобы преодолеть эту нагрузку, на неё было надето защитное противоперегрузочное снаряжение.

Уже на земле, я поинтересовался у неё о полёте.

   
   
Пилот Юлия Крылова. Фото: АиФ-Калуга/ Олег Цапенко

«Чтобы справиться с волнением, сконцентрироваться и настроиться, я давала себе отдохнуть, сделав в районе аэродрома большой круг. Заходила на трассу издалека, что можно делать, ведь отсечка времени идёт при прохождении пилонов. Сделала две восьмёрки, пройдя через ворота, и ушла на большой круг в сторону посёлке Бабынино, чтобы отдышаться, после чего выполнила вторую попытку. На развороте, когда чувствую, что зрение начинает становиться туннельным, понимаю, что большую перегрузку не могу себе позволить, слегка ослабляю ручку, но РУД (рычаг управления двигателем) держу практически весь полёт на максимуме», — рассказала Юлия Крылова.

Победители гонок

После завершения финальных полётов стало очевидно, что в тройку лидеров в личном зачёте попали калужане. Победителем соревнований стал мастер спорта Владимир Москаленко. Второе место занял кандидат в мастера спорта Алексей Шахматов, а третье — кандидат в мастера спорта Юлия Крылова.

В командном зачёте на первое место поднялись пилоты из Калужской области. На втором месте команда из Москвы. Третье место заняли пилоты Республики Крым. Причем крымчане впервые приняли участие в авиационных гонках.

Победители авиагонок. Фото: АиФ-Калуга/ Олег Цапенко

В высшем пилотаже на реактивных самолетах (многоборье) первое место занял пилот Алексей Иванов (Москва). Второе место — Вячеслав Смолин (Калужская область). Третье место — Дмитрий Мотин (Республика Крым).

«Несмотря на переносы дат и смену аэродромов, несмотря на переменчивую осеннюю погоду, мы смогли отыграть все запланированные дисциплины, — прокомментировал президент Всероссийской федерации авиационных гонок Дмитрий Мотин. — Лучшие лётчики России вновь смогли продемонстрировать свое мастерство и порадовать судей высокими результатами».

Больше фото смотрите в нашей фотогалерее.