Недавно в Калуге вновь открылась синагога. О том, какое звание у евреев самое почётное и тяжело ли быть ортодоксальным евреем в нашем городе, в интервью «АиФ-Калуга» рассказал главный раввин Калужской области Михоэль Ойшие.
Долгий путь
Ярослав Хабаров, «АиФ-Калуга»: Уважаемый раввин, большая ли в Калуге община для того, чтобы открывать синагогу?
Михоэль Ойшие: Cложный вопрос. Есть люди, которые считают, что община — это количество людей, постоянно посещающих синагогу. Некоторые подразумевают тех, кто постоянно посещает праздники. Другие считают общиной родителей детей воскресного клуба. Некоторые ходят на молитвы, некоторые — на занятия по Торе, а молитвы им менее интересны. Есть те, кто просто хочет пообщаться, почитать книги в нашей библиотеке. А есть и такие евреи в городе, которые даже не знают, что существует община. Здесь много людей, переехавших сюда по разным причинам. И множество евреев, которые друг друга не знают. Община потихоньку растёт и поэтому однозначно сказать, большая ли она, очень сложно.
— Является ли синагога храмом? Может ли не еврей зайти к вам на экскурсию?
— Синагога, с одной стороны, не является храмом. Это место, где евреи собираются в первую очередь для того, чтобы молиться, но не только. И, конечно, не является оскорблением нашей веры, если не еврей заходит в синагогу. Нашу веру этим не оскорбить.
— Есть ли разница между иудейской и еврейской общинами?
— Разница есть. По-русски еврей — это национальность, а иудей — это вероисповедание. Есть светские люди, которые не ходят в синагогу и не придерживаются никаких традиций. Может даже меняли свою веру, крестились или стали мусульманами. Получается, что они остаются евреями, но иудеями их уже нельзя назвать.
Есть очень хороший пример. Один психолог в Америке раздал детям три картинки с изображением травы, утки и коровы и попросил убрать лишнюю. Они указали на траву, так как она не живая. Китайские дети назвали лишней утку, ведь корова ест траву, а утка тут ни при чём. Это значит, что не всегда перевод слов может передать значение. Это сильно зависит от воспитания, окружения и того, какими глазами человек смотрит на мир. По этой причине разница между словом «еврей» и «иудей» зависит от того, с кем разговариваешь.
— Какой вы видите общину через пять-десять лет?
— Это зависит не только от меня, а от развития самой общины. Она, как структура, должна обеспечить те вещи, в которых её члены нуждаются. Если община нуждается в детском саду, то она должна устроить его. И, конечно, это тоже часть моих планов. Если будут соблюдать кашрут (термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения совокупности законов и установлений иудаизма — Прим. ред.), то нужно открыть кошерный магазин. И не обязательно это сделает община. Так что развитие общины зависит от её членов и чем они активнее будут, тем быстрее община будет расти.
— А что значит раввин, это священник?
— «Раввин» — это не священник, хотя такое понятие тоже есть. Само слово переводится как «мой учитель». В традиционном еврейском обществе самое почётное — быть учителем. Для нас очень важно человеческое достоинство. Мы достигаем этого тем, что каждому даём хорошее воспитание и хорошее образование. Этим наше общество очень сильно отличается от любого другого. Уровень авторитета зависит не от силы и богатства, а от образования, знания и воспитания. В таком обществе настоящими героями являются учителя. Именно потому испокон веков мы называем Мойше (Моисея) не главным пророком, а «Мойше рабейну» — «Мойше наш учитель».
Жизнь по правилам
— Тяжело ли быть ортодоксальным иудеем в Калуге? Соблюдать все обычаи, традиции и заповеди?
— Конечно, есть разные жизненные ситуации. Например, если работа обязывает человека трудиться в субботу. Но это не зависит от того, в Калуге ты живешь или нет. Люди, которые хотят, найдут способ жить согласно еврейским правилам. А люди, которые не хотят, не найдут возможности даже в центре Иерусалима.
— Есть ли в жизни место чуду?
— Многие воспринимают чудо, как неестественное явление. Но, я считаю, что многие вещи в нашей жизни могли случиться не так, как мы хотели. Или они случились не так, как задумывались, но это оказалось правильнее. Это и есть самое настоящее чудо.
— Существует устойчивая легенда, что бедных евреев не бывает, это правда?
— Ну, я надеюсь, что эта легенда когда-нибудь станет правдой. К сожалению, это далеко не так. В новостях обычно рассказывают о состоятельных людях. Получается, что, когда рассказывают о евреях, обычно рассказывают о богатых. Но большинство — обычные люди со средним достатком. Есть побогаче, есть победнее. Мы стараемся помогать пожилым людям, нуждающимся, иногда помогаем купить одежду, иногда кошерными продуктами. Заповедь помогать бедным — одна из главных в нашей вере.
— Сталкивались ли вы с негативным отношением к евреям в мире и в Калуге в частности?
— Да, конечно, сталкивался! Не секрет, что антисемиты были и есть. Впрочем, в Калуге с антисемитизмом вживую никогда не сталкивался. Иногда в Интернете, в популярных социальных сетях читал разные комментарии. Но с человеком, который негативно относился бы ко мне или моей семье именно из-за того, что мы евреи, — нет, никогда. Не потому, что таких людей нет. Скорее из-за того, что эти люди знают — в России такое поведение незаконно и человека ждёт наказание за подобное. Евреи в этой стране чувствуют себя спокойно и знают, что их безопасность обеспечивают. Чего нельзя сказать о многих странах Европы. Наш народ жил там много веков, но в последние годы больше не чувствует себя комфортно.
Смотрите также:
- Анализ последствий. Следователь из Калуги о скрытой расплате преступников →
- Где в Калужской области организованы места для крещенских купаний? →
- Есть ли в Калуге литературные объединения? →