Здесь служил Жуков. Как сохранить военный городок в Калуге?

Будущий Маршал Победы оказался в Калуге в 1915 году. © / Коллаж АиФ

«Мы нашли в Калуге уникальный объект. Это может быть по-настоящему крутая история, которая покажет всей России пример сохранения русской военной архитектуры», – считает член региональной общественной организация «Союз краеведов Калужской области» Степан Волохов

Досье
Степан Волохов родился в 1987 году в Калуге. Окончил профессиональный лицей № 16 по специальности «Техник-технолог компьютерных систем». Работает преподавателем с детьми-инвалидами в «Калужском реабилитационно-образовательном комплексе». Член рабочей группы по сохранению исторической памяти при губернаторе области, член региональной общественной организация «Союз краеведов Калужской области», член общественной группы по сохранению культурного наследия при региональном Управлении по охране объектов культурного наследия.
   
   

История – дело семейное

Мы приехали в район, именуемый 906-я база, который расположился по пути в Турынино за рекой Киёвкой. Здесь в основном частный сектор и панельные дома советского периода. Среди них удивительной архитектуры кирпичная кладка, объёмные элементы декора – функциональный или казённый модернизм начала XX века. Это бывшие гарнизонные казармы.

Виктор Комиссаров, kaluga.aif.ru: Степан, как пришло увлечение историей?

Степан Волохов: Оба моих деда и отец закончили истфак. В семье уважение к истории прививалось с детства. Большое влияние на меня оказал мой дед Александр Громов. Дед по долгу службы курировал вопросы культурного наследия и религий, много сделал для возвращения храмов и монастырей области в ведение епархии.

Историей Калуги я интересовался ещё с шестого класса. Муж маминой сестры работал в Государственном историческом музее в Москве. Его дочь, моя сестра, которую я в шутку называю «расхитительницей гробниц», ведущий египтолог в Институте востоковедения РАН, кандидат исторических наук.  Работает в Египте, Судане, Тунисе. Раскапывает гробницы, ищет подземелья. Она керамист, изучает обрядную керамику. Позже я познакомился с ребятами-москвичами, которые занимаются подземными исследованиями, специалистами из центрального ВООПиКа. Благодарен по жизни всем этим людям. 

Постепенно увлёкся изучением истории Калуги. Замечательный московский архитектор Азат Хачатуров показал мне такую вещь, как клеймёные кирпичи, рассказал об архитектурной керамике. Теперь у меня большая коллекция.  Моя мама, как общественник, вошла в рабочую группу по сохранению исторической памяти при губернаторе. Позже я и сам включился в работу группы.

Кирпичный стиль

– Расскажите о своём открытии военного городка.

   
   

– Мы работали по кирпичному стилю Калуги, конкретно по архитектору Дмитрию Виноградову, который в эти же годы являлся главным архитектором городской Думы в Калуге. Он использовал единый стиль – функциональный модерн или кирпичный стиль. Вполне возможно, что именно архитектор Виноградов участвовал в постройке зданий Бобруйского артиллерийского склада. Мы провели анализ и пришли к выводу: у нас в Калуге типовой казарменный городок начала прошлого века. Их было большое количество по России построено.

Степан Волохов уверен, что, сохранив военный городок как памятник военной истории, мы получим уникальный объект для экскурсий и будущего музея. Фото: АиФ-Калуга/ Виктор Комиссаров

Проблема казарменных городков уже давно стала общероссийской. В Калуге есть все возможности для того, чтобы показать пример сохранения таких объектов. В нашем городке сохранилось 13 зданий. Все они компактно расположены в квартале 906-й база и в большинстве своем находятся в хорошем состоянии. Сегодня часть зданий бывшего городка принадлежит городу, часть осталась за военными. Проблема в том, что земля здесь издавна принадлежит военным, с тех пор как генерал Милорадович организовал у нас тыловую базу снабжения русских войск во время Отечественной войны с Наполеоном.  

Городков было построено огромное количество по всей Российской империи: в Финляндии, Закавказье, Сибири, на Дальнем Востоке. Точное число могут назвать архивисты, но мы предполагаем, что их не менее 60. В Калуге же сохранился военный городок целиком. Такие примеры сохранности единичны. 

– Кто занимается исследованиями этой проблемы?

– Эту работу проводит региональная общественная организация «Союз краеведов Калужской области». Непосредственно с коллегами ведём исследовательскую деятельность, проводим натурные исследования, осмотры, оценку состояний, мониторинг объектов, работаем с экспертами. Мы занимается исследованиями уже второй год.  

Территория воинской части долгие годы была закрыта, недоступна для исследователей. У нас в Калуге создали городок на два батальона. Мы нашли пороховой погреб, но он относился уже к Бобруйскому артиллерийскому складу, построенному после 1916 года, который был эвакуирован в Калугу. Была построена обширная складская часть. С тех пор здесь на протяжении многих лет размещались артиллерийские склады.

Казармы начали строить в 1910 году. В «Калужских губернских ведомостях» удалось найти заметку, когда в январе губернская Дума обратилась к правительству о выделении денег на постройку казарм для квартирующихся запасных полков. Однако денег для запасных полков не дали, но выделили средства для постройки казарм для 10-го Новоингерманладского полка. В связи с боевыми действиями ингерманладцы ушли на войну и в этом городке так и не жили. Здесь размещались запасные полки, где, кстати, начинал свою воинскую службу будущий Маршал Победы Георгий Жуков. В августе 1915 года юного Георгия Жукова призывают в Императорскую армию. В Малоярославце его отбирают в кавалерию и в тот же день с группой новобранцев отправляют в Калугу. В 189-м запасном пехотном батальоне и начинается его военная карьера. В казармах тогда размещался губернский мобилизационный центр. 


Забытая страница 

– Можно ли считать это забытой страницей истории Калуги?

– Только сейчас это место приобретает популярность. Люди стали сюда приезжать и удивляться по-настоящему красивой архитектуре кирпичного модерна. Сейчас даже готовится экскурсия по городку. 

– А вы не обращались к руководителям воинской части, чтобы заинтересовать их этим вопросом?

–  Обращались. У них нет, к сожалению, своего музея. Хотя раньше, говорят, был неплохой музей боевой славы. Была даже шикарная библиотека с огромным количеством старинных книг. В какой-то момент всё это было утрачено.

Фото: АиФ-Калуга/ Виктор Комиссаров

Нам пришлось использовать сохранившиеся сведения о назначении зданий в других городках. Мы искали их названия, акты экспертизы, сопоставляли их с нашими, тем самым установим их предназначение. С точки зрения краеведов и исследователей, это уникальный комплекс зданий и сооружения. Понятно, что при постройке они были типовыми строениями, но с учётом того, учитывая, что их всё меньше сохраняется по России, с каждым днем уникальность нашего комплекса растёт. Надеемся, нам удастся по одному зданию включать в ОКН. Пока же управление по охране памятников в этом особо не заинтересовано. Чиновники пока не видят необходимости присвоить сохранившимся зданиям гарнизонного городка статуса ОКН. История расквартирования в Калуге прославленных соединений Петровских полков уникальна как для города, так и всей страны.