За своих. Как не потерять работу и отстоять трудовые права калужанину

Автомеханик Александр Абросимов 5 лет возглавляет профессиональный союз работников автомобильной промышленности и сельского хозяйства на заводе «Фольксваген Груп Рус». О проблемах на производстве в кризисное время, волне сокращений и гарантиях трудящимся он рассказал «АиФ».

   
   

Субъективный отбор

Анастасия Ермакова, «АиФ-Калуга»: Александр, может ли профсоюз спасти работника от сокращения?

Александр Абросимов: Сокращение — это непростая процедура. Во-первых, работодатель должен определить квалификацию работников, потому что сокращают тех, у кого она меньше. Здесь учитываются разные факторы, разработанные работодателем. Закон не даёт определения квалификации, и каждый работодатель сам решает, как её понимать. Мы не со всеми факторами согласны. Но, тем не менее, работодатель пользуется своим положением. Он также без нашего участия создаёт комиссию, которая выбирает, кого сокращать. После мы запрашиваем документы и проверяем, насколько объективно произведён отбор, потому что часто на этом этапе бывают ошибки, которые могут решить судьбу человека.

Фото: личный архив/ Александр Абросимов

 То есть благодаря этой достаточно необъективной системе, работодатель увольняет кого хочет?

— Наша задача этого не допустить, и в этом главная сложность.

— Были случаи, когда вам удавалось помочь рабочим?

— Три-четыре года назад троих уволили, и ещё трое оказались на грани потери работы из-за сокращения численности штата. Мы пошли в суды и выиграли дело. В итоге, никого не уволили, а остальных восстановили на работе, и они по сей день продолжают трудиться. Мы посчитали, что работодатель учёл не все факторы и неправильно определил квалификацию работников. Нам удалось это показать и доказать. Суд шёл около четырёх месяца. В итоге, уволенные получили компенсацию.

   
   

досье
Александр Абросимов родился в 1981 г. в Казахстане. В 1999 г. поступил в МГТУ им. Баумана. В 2007 г. работал на калужском хлебокомбинате автослесарем. В 2010 устроился автомехаником на «Фольксваген Груп Рус». С 2015 г. избран председателем ППО АСМ Фольксваген.

— В этом году на заводе «Фольксваген» из-за кризиса планируется сократить до 300 человек. При этом предприятие предлагает своим сотрудникам выбор: уйти по соглашению сторон за 5-6 окладов или пройти процедуру сокращения. Зачем эта альтернатива?

— У завода есть свои интересы. В случае сокращений необходимо информировать Минтруда, а это важно для репутации предприятия. С экономической точки зрения, сокращения для него более затратны, так как в совокупности он должен будет выплатить работнику больше денег. Сократиться финансово выгоднее.

— Кто тогда уходит сам за 5-6 окладов? И сколько работников выбрали этот путь?

— Порядка 130 человек. Это выгодно тем, у кого есть возможность устроиться на другое предприятие или владельцам собственного небольшого бизнеса. А также работникам, которые собираются выходить на пенсию. Кроме того, завод списывал субсидии, выделенные сотрудникам на покупку автомобиля собственного производства или на ипотеку. Причины разные. Наша задача — отслеживать, чтобы на них не оказывали давления, и не получился уход по принуждению.

— В прессе была информация, что работники «Фольксвагена» выстраивались в очередь на увольнение. Это так?

— Такое было лишь в одном из шести производственных подразделений. Получилось так, что количество заявок уйти за шесть окладов было больше, чем требовалось. К сожалению, СМИ не так изложили информацию.

Профсоюз поможет

— Что заставило вас вступить в профсоюз автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (АСМ)? Столкнулись с несправедливостью?

— На «Фольксваген» я устроился в начале 2010 года автомехаником — сразу после калужского хлебокомбината. Конечно, первое, что бросилось в глаза на новом месте, это условия труда. Однако и там присутствовали негативные факторы. Узнав, что группа ребят объединилась в профсоюз АСМ, чтобы улучшить жизнь работников, я примкнул к ним и стал активистом. Произошёл случай: моего коллегу хотели уволить за опоздание. Он задержался примерно на 2 часа, помогая соседу-пенсионеру, которому стало плохо во дворе. Товарищ вызвал скорую и оставался с пожилым человеком до приезда врачей. Руководитель, с которым у него были натянутые отношения, не поверил этому и решил от него избавиться. Я вступился за товарища, объяснил, что он выполнял свой гражданский долг и не мог оставить человека в опасности. Работодатель согласился, и его оставили, он на заводе до сих пор.

— Чем помогает профсоюз?

— Наши юристы бесплатно консультируют по всем вопросам, причём не только членов профсоюза, но и остальных работников. Когда человека сокращают, обращаться с иском в суд для него затратно. Если есть профсоюз, он это сделает за него. Также мы можем обратиться в отдел персонала, чтобы выяснить, в чём проблема у работника, чего от него хотят. Мы организуем ему встречу с представителем работодателя, на которой они могут открыто — в присутствии профсоюзной организации и отдела персонала — высказать претензии друг к другу. И это часто приносит положительный результат. Вражда между ними заканчивается.

Кроме того, получив право на заключение коллективного договора с работодателем, мы добиваемся дополнительных гарантий для работников. Так, благодаря договорённости в 2019 г., уже в июле 2020 г. оклад работников «Фольксвагена» проиндексируют в среднем на 6,6%. Также всех, независимо от членства в профсоюзе, ждут единовременные выплаты по 10 тыс. руб. в июле, 9300 руб. в августе, и ещё две выплаты в декабре.

— Получается, льготы от профсоюза может получать даже тот человек, который в нём не состоит?

— Да. Но для этого в профсоюзе должно быть большинство работников, то есть более 50% от общей численности. Иначе льготы не получит никто. Члены профсоюза получают дополнительную материальную помощь — при рождении ребёнка или бракосочетании и др. Например, сейчас мы готовы компенсировать 50% стоимости теста на антитела к коронавирусу.

— Сколько работник платит за членство?

— Один процент от зарплаты.

Если сокращают

—Как поступить человеку, которому грозит потеря работы?

— Во-первых, не паниковать. Во-вторых, обратиться в профсоюзную организацию на заводе, даже если он в ней не состоит. Я уверен, профсоюзы всегда пойдут навстречу, как минимум, проконсультируют. Также, безусловно, нужна помощь квалифицированного юриста. Важно помнить, что, по закону, после увольнения у работника есть месячный срок на подачу заявления в суд для восстановления своих трудовых прав.

— Учитывается ли при составлении списков на сокращение на заводе наличие у работника кредитов и иждивенцев?

— Согласно статье 179 Трудового кодекса РФ, при равной производительности труда и квалификации преимущество отдаётся семейным — при наличии двух или более иждивенцев и лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком.

— При сокращении, что обязан делать работодатель?

— Предупредить об этом работника за два месяца и выплатить ему два оклада. На самом деле, даже три. Если человек встанет на биржу труда, и в течение этого времени ему не найдут работу, тогда выплачивается третий оклад. Если его вынуждают писать заявление по собственному, то нужно обращаться в профсоюзы, трудовую инспекцию, прокуратуру или самому создать профсоюзную организацию. Это не так сложно.