Уклонистов нет. Калужский военком о призывниках и защитниках отечества

Валерий Пантелеев / АиФ-Калуга

Всегда находились те, кто считал службу в армии своим долгом и те, кто старался избежать этой участи. Хочет ли современная молодёжь служить, корреспонденту «АиФ-Калуга» рассказал военный комиссар Андрей Иванов.

   
   

Олеся Кузьмич, «АиФ-Калуга»: Андрей Викторович, почему вы выбрали для себя воинскую стезю?

Фото: АиФ-Калуга/ Олеся Кузьмич

Андрей Иванов: Для меня выбор профессии был определён практически с детства. Я хотел быть офицером. Наверное, это определилось воспитанием, не только семейным. Я очень счастлив, что застал живыми многих ветеранов Великой Отечественной войны. Они рассказывали нам, тогда ещё школьникам, о фронте, делились своими воспоминаниями.

– Вы уже больше 20 лет работаете военкомом. Нравится работа?

– Мне нравится работать с людьми, несмотря на то, ежедневно проходит около 100-150 человек. Помимо работы с призывниками, мы решаем организационные вопросы, ставим на воинский учёт, выдаём учётно-воинские документы, работаем с ветеранами и пенсионерами вооружённых сил, воинами «афганцами», с участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Досье
Андрей Иванов. Родился в Калуге. Окончил среднюю школу №23, затем – Московское суворовское военное училище и Коломенское высшее артиллерийское командное училище. Проходил службу в группе советских войск в Германии. С 1992 года был заместителем Юхновского военного комиссара, потом воекомом Тарусского военкомата. С 1999 года – военный комиссар Октябрьского и Ленинского округов Калуги. Женат. Сын – офицер.
Бывали и очень тяжёлые моменты в работе, когда приходилось сообщать матерям о погибших в чеченских войнах сыновьях. Я до сих пор всех шестерых помню по именам… Это страшно. Поэтому я и говорю – пусть дети играют в «Зарницу», но никогда не будут участниками настоящей войны.

Выбирают элитные войска

– Хотят ли молодые люди идти на службу?

   
   

– Я застал то время, когда мы вместе с сотрудниками органов внутренних дел ловили тех, кто уклонялся от службы в армии. Но сейчас государство приняло меры, чтобы люди хотели идти в армию. Срок службы сокращён до года. Существуют отсрочки для получения образования. К тому же молодые люди, прошедшие службу в армии, впоследствии могут служить в армии по контракту, в силовых структурах, на госслужбе. А ведь это и социальные гарантии, возможность получить жильё, льготная пенсия… Ребята это понимают и идут в армию с желанием.

Не скажу, что нет уклонистов. Есть. Но их не такое количество, как было раньше. Всего до 40 человек в год. При этом, 80% из них оказываются негодными для службы в армии.

– Сколько человек приходится на призыв и сколько из них отправляются служить?

– В ближайший весенний призыв ожидаем более тысячи призывников. По опыту скажу, что обычно треть из них оказываются негодными к воинской службе, ещё столько же получают отсрочку. Оставшиеся уходят служить. Это порядка 300 человек.

– Служить можно пойти туда, куда захочется, или есть какие-то критерии отбора?

– В первую очередь, учитывается семейное положение. Ребята из семей в трудной жизненной ситуации проходят службу в пределах 200 км от места жительства, женатые призывники проходят службу в нашей области, хотя некоторые сами просятся куда-нибудь подальше (смеётся). Конечно, учитываем желание призывника и результаты медкомиссии. Многие хотят служить в элитных войсках, но не все проходят по здоровью. Учитываем и образование, в некоторые части обязательным является высшее образование. Важно и наличие водительских прав. Исходя из этих факторов, мы предлагаем призывнику несколько вариантов, из которых он выбирает сам.

Наши ребята служат в Президентском полку, Преображенском, частях Западного военного округа, на Северном, Черноморском и Балтийском флотах.

– Как считаете, достаточно ли года службы?

– Специалисты считают, что год службы в армии – это мало. Но ведь сейчас боевые должности укомплектованы контрактниками, причём опытными. Мы уже давно не призываем в погранвойска, там служат одни контрактники. Та же ситуация с экипажами атомных подводных лодок, ракетными войсками стратегического назначения, спецназом. Призывники же занимают такие должности, которые не определяют боевую способность подразделения. Дать им азы военной службы, управления техникой за год, я думаю, вполне можно. К тому же сейчас ребят готовят к воинской профессии в юнармии, в ДОСААФе… Если призывник имеет права категории С, то он, если позволяет здоровье, сможет служить в элитных войсках.

О патриотизме

– Что, на ваш взгляд, главное в воспитании подрастающего поколения?

– Очень важным считаю патриотическое воспитание. В нашем городе этому уделяется большое внимание. Мы никогда не закрывали пост №1, не прекращали проведение военно-спортивных игр, у нас есть юнармейцы. В городе открылся Музей локальных войн. Каждый школьник должен побывать там.

У нас есть примеры, на которых можно воспитывать. Когда-то в школе №1 Калуги учился обычный паренёк, Женя Клочков. Когда ему было 19 лет, находясь в Чечне, он закрыл грудью командира от пули, за что получил звание Героя России посмертно.

Девятнадцатилетним совершил свой подвиг и Николай Назымок, произошло это во время Великой Отечественной войны. За умелое командование и личную инициативу он получил Орден Александра Невского, будучи младшим лейтенантом, несмотря на то, что эта награда полководческая. Недавно ветерану исполнилось 93 года.

– Скоро праздник, День защитника Отечества. Кого вы поздравляете в этот день?

– Защитники Отечества – это представители наших вооружённых сил, поэтому поздравлять в этот день нужно именно их – ребят, которые сейчас служат в армии, ветеранов военной службы, участников боевых действий, матерей, чьи сыновья погибли, выполняя свой воинский долг, жён военных, которые ждут своих мужей со службы и из командировок, наших юнармейцев, кадетов – будущее нашей армии.