Своих не бросаем. Генерал армии Владимир Исаков о защите России

Владимир Исаков (справа) на праздновании Дня Победы в родном Кирове © / Песочня.ру / Из архива

За полвека службы он прошёл путь от командира взвода до гене­рала армии, начальника тыла Вооружённых сил — заместителя министра обороны Российской Федерации. Его ценят, уважают и помнят в российской армии.

   
   

Накануне праздника Дня России генерал армии и Почётный гражданин Калужской области Владимир Исаков рассказал «АиФ-Калуга» о том, как стал военным и что для него значит служить Родине.

Чудом живой

— Владимир Ильич, расскажите, легко ли стать генералом?

— Родился в трудные времена, жили бедно. В школу ходил за шесть километров, полтора часа туда и полтора обратно. Семья шесть человек. Нас трое и ещё бабушка. Мама помогала нас растить и работала в колхозе. Тогда ей ничего не платили, ставили трудодни. Отец — фронтовик. Работал кочегаром, получал 45 рублей. Я устроился помощником киномеханика за 25 рублей. Помню показывал фильм 1964 года «Донская повесть» о времени Гражданской войны. Кинофильм оставил особое впечатление в душе. Учиться было не просто. Приходил в одиннадцать вечера, переночую, а утром снова в школу, потом работа.

Поступил в военное училище. С утра физзарядка, плотный завтрак, чего в деревне не было, потом шесть часов занятий, после обеда отдых, самоподготовка… Однажды я маме оттуда написал: «Тут, как в санатории». Она ответила: «Сынок, если тебе санаторий нравится, то и оставайся там».

Окончил Московское военное училище гражданской обороны в Балашихе в 1970 году. Из 12 800 курсантов 55 стали генералами.  Из них я один стал генералом армии.  Когда в 27 лет меня назначили заместителем командира полка, а это две тысячи человек, то принял для себя решение, буду приходить к подъёму солдат и уходить после отбоя. Не пришло года, меня заметили. Рецепт один — трудиться надо в любой профессии.

— Вы возглавляете общественный фонд имени Героя России, генерала армии Виктора Дубынина. Вместе служили в Афганистане?

   
   
Боевые друзья Владимир Исаков и Виктор Дубынин в Афганистане Фото: Из архива

— Настоящая мужская дружба — это святое. Где бы я не служил, везде встречал своих земляков. Сколько было военных конфликтов не было, но только в Афганистане мы друг друга называли брат.

В Афганистане в должности заместителя начальника тыла 40-й армии обеспечивали наших солдат горючим, продовольствием и всем необходимым. В мае 1986 года был тяжело ранен у населённого пункта Алихейль под Джелалабадом. «Духи» обстреляли ракетами наш командирский пункт. Мою жизнь спас мой настоящий друг — командующий армией, генерал-лейтенант Виктор Дубынин. Это был исключительный, добросовестный и бесстрашный человек. Это про него слова: «Он своих не бросал ни убитых, ни пленных».

Шансов выжить при подобном ранении у меня было минимум, в полевых условиях — ноль. Вызвали вертолёт. Но пилот, увидев, что творится на посадочной площадке, а она оказалась хорошо пристрелянным местом, передал по рации, что ввиду невозможности сесть берёт курс на базу. В принципе винить вертолётчиков было не в чём, но допустить, чтобы на его глазах умер от ран полковник, Дубынин не мог. Дав предупредительный выстрел из «Шилки» в сторону вертолёта, он спокойно, сдерживая себя изо всех сил, передал по рации: «Если не сядешь, я тебя сам собью…» Произнесено это было таким тоном, что у боевого лётчика не возникло даже тени сомнения, что генерал так и поступит. И вертолёт сел. Пока грузили раненых, машину буквально закрыли от обстрела стеной ответного огня. Всех благополучно доставили в госпиталь. Врачи сделали мне операцию, а потом сказали: «Двадцать две дырки, как он жив?» А я выжил.

Два союзника

— После ранения в Афганистане, как сложилась дальше ваша служба?

— Окончил военную академию тыла и транспорта. Самым тяжелым для меня стал вывод наших войск из Германии. В то время служил заместителем начальника по тылу Западной группы войск. На территории Германии находилась наша огромная армия — 560 тысяч военнослужащих. Это 25 развёрнуых дивизий. У нас было 777 военных городков. Всего вместе с семьями и служащими — около полутора миллиона человек.

- Почему мне психологически тяжело? В 1989 году федераральный канцлер Германии Гельмут Коль предложил нашей стране 100 миллиардов долларов, а Михаил Горбачев согласился на 17 миллиардов. Еще 500 миллионов добавили на вывод наших войск. Немцы предлагали построить у нас военные городки, но нам не надо, давай в чистое поле. 

Пока наши войска стояли в восточной Европе, мог бы кто-то сегодня позволить себе развязать настоящую войну против России? И Югославия была бы цела и нынешний спецоперации на Украине бы не было. То, что происходит сегодня в бывшей братской республике, это результат десятилетий, когда к русским воспитывали ненависть.

— Вы часто встречаетесь с молодёжью, бываете в калужских школах и много сделали полезных дел для малой родины, для своей школе, где создан музей. Что бы вы посоветовали нашему подрастающему поколению?

— Для меня малая родина — село Воскресенское Кировского района. Мне уже 73 года. Я прослужил в вооружённых силах более полувека. Все годы на пенсии посвящаю работе с молодёжью. Постоянно езжу по районам, встречаюсь со школьниками и юнармейцами, рассказываю им о своём ратном пути, о том, что нужно делать для защиты суверенитета нашей страны. Все мои советы сводятся к одному – в любом месте и профессии необходимо вкалывать до седьмого пота.

Тем, кто выберет профессию военного, рекомендую заканчивать военные училища и идти защищать Родину. Никто, кроме вас этого не сделает. Недаром русский государь Александр III говорил: «У России лишь два союзника. Это армия и флот!» Других союзников у нас нет.

ДОСЬЕ
Владимир Ильич Исаков, родился в 1950 г. в Калужской области. Советский и российский военачальник. Начальник тыла Вооружённых сил РФ — заместитель министра обороны РФ (1997—2008), генерал армии (2002). Награждён многими государственными орденами и госпремией РФ им. Маршала Советского Союза Г. Жукова.