Сто первый километр. Российские цари ссылали в Калугу родовитых пленников

Имам Шамиль принимает присягу в Дворянском собрании в Калуге. © / Калужский объединённый музей-заповедник

Важный пограничный город на Оке превратился в популярное место ссылки ещё во время царя Ивана Грозного. 17 лет в заключении в калужском остроге провёл крымский посол Ян Болдый. «Москва рядом, а бежать некуда», — говорили иностранцы.

   
   

В ноябре 1859 года в Калуге поселился знаменитый горец — имам Чечни и Дагестана Шамиль. Его большой семье предоставили бывший особняк купца Билибина. В почётной ссылке имам не бедствовал. Царь Александр II назначил кавказцу годовой пенсион в 20 тыс. рублей.

К примеру, находившиеся в ссылке в Калуге декабристы: Евгений Оболенский, Гавриил Батеньков и Пётр Свистунов, получали пенсию в размере 158 рублей.

Шведский принц

Несостоявшийся наследник шведского трона принц Густав Эрикссон Ваза — одна из самых загадочных исторических личностей. С 1599-го по 1600-й год он владел калужским уделом.

Царь Борис Годунов решил использовать изгнанника Густава в своих политических целях против Литвы и Польши. Он предложил ему с помощью России стать властителем Ливонии. В 1599 году принц объявился в Московии как претендент на руку и сердце царской дочери — Ксении Годуновой.

Шведский принц Густав. Литография XVII в. Фото: Государственный исторический музей

Шведского принца осыпали богатыми дарами, одели в золото и бархат. Дали в Москве огромный дом с множеством слуг и драгоценными чашами из кладовых. Но главным подарком царя стал калужский удел и три города с волостями для дохода. Так Густав оказался первым сановником после Бориса Годунова и его семейства. Целый год шведский принц владел Калугой как глава города. Калужане с почестями обували и одевали царского жениха.

Вскоре Густав лишился милостей царя. Перед свадьбой с Ксенией Годуновой «королевич» отказался сменить католическую религию на православную веру и прекратить вести разгульную жизнь со своей любовницей. Претендент на трон вскоре стал требовать царя отпустить его из России. Однажды, разгорячённый вином, он даже грозился спалить Москву, если ему не дадут свободу.

   
   

Царю донесли об этом. Борис Годунов в гневе отнял у Густава все подарки, в том числе калужский удел с волостями, оставив его под стражей. В 1601 году принца сослали из Калуги в Углич, а затем — в Ярославль и Кашин. Здесь шведский принц занимался до конца жизни алхимией и медициной, где и умер в 1607 году в возрасте 38 лет.

Последний крымский хан

В конце 1785 года местом пребывания последнего крымского хана Шагин-Гирея Екатерина II назначила губернскую столицу — Калугу. Такой выбор для столь высокородного изгнанника говорил о статусе города в конце XVIII века.

17 января 1786 года хан прибыл в Калугу из Тулы в сопровождении русского пристава Лашкарёва и своей свиты: двух мулов, капитана ханского корабля и 20 соплеменников.

Хана поселили в специально отстроенном загородном двухэтажном деревянном доме (ныне — парк Циолковского). Как рассказывали современники, хан жил в Калуге уединённо, неспокойно и всё время нуждался в деньгах, хоть и был несметно богат в Крыму. Ему постоянно приходилось занимать деньги у калужских купцов.

Дом в бывшем Загородном саду, где проживал последний крымский хан. Дореволюционная открытка. Фото: Калужский объединённый музей-заповедник

В конце 1786 года хан в сопровождении пристава Вильяминова и своей свиты наконец-то покинул Калугу на большом обозе, запряжённом почтовыми лошадьми.

Опальный генерал

Во время своего путешествия в Берлин великий князь Павел встретил генерала Фридриха Линденера на прусской службе и пригласил в Россию. За связи с масонами его недолюбливали при российском дворе. Государыня Екатерина II удалила его, сослав на должность городничего в маленьком городке близ Калуги. Современники считали изгнанника поляком по происхождению. Свою фамилию Липинский (в переводе с польского языка — «липа») он изменил на Линденер (на немецком языке).

Линденер взял русское имя Фёдор и стал обучать военному искусству гатчинские войска будущего российского императора. Его назначили на должность коменданта Петропавловской крепости. Свирепый генерал усердствовал при ведении старой прусской тактики. Полководец Александр Суворов как-то сказал: «Этот опыт найден в углу развалин древнего замка на пергаменте, изъеденном мышами. Свидетельствован Линденером и переведен на немо-российский язык…»

Незадолго до убийства императора Павла I генерал-лейтенант фон Ленденер снова попал в опалу и повторно был сослан в Калугу, где тихо жил в своём имении.

Петербургские заговорщики планировали переворот на день убийства Цезаря — 15 марта. В начале марта 1801 года Павел I, ожидая покушения, тайной подорожной вызвал преданного Линденера из Калуги в Санкт-Петербург. Но судьба распорядилась иначе. В ночь с 11 на 12 марта императора зверски убили в Михайловском замке.

Адъютант опального генерала Акинфий Кононов вспоминал в своих записках, что в марте 1801 года Линденер выехал из Калуги в Санкт-Петербург с большими планами и надеждами. На одной из почтовых станций он узнал о кончине Павла I. Новому императору Александру I он сразу же написал письмо: «Моя преданность к родителям вашего императорского величества наделала мне много врагов в России. Прошу всеподданнейше уволить меня от службы и разрешить вернуться на родину».

Линденер незамедлительно получил отставку и паспорт. С этой же станции он уехал в Пруссию. С русской женой и детьми он даже не повидался.

Казахский хан

В Калуге отбывал почётную ссылку султан, внук хивинского хана Каипа, хан Младшего жуза (Киргиз-Кайсацкой меньшей орды) и один из претендентов на власть в Казахском ханстве Арынгазы-хан (Арунгиз Абулгазиев).

В 1816 году казахи избрали султана ханом Малой Орды. Он пытался управлять ими по типу среднеазиатских ханств. Царское правительство государя Александра I не захотело признавать власть нового хана, приверженца мусульманской культуры, опасаясь его сильного влияния в Казахстане.

31 мая 1823 года хан вместе со свитой прибыл в тихую и провинциальную Калугу. В ссылке хан прожил почти десять лет. Город ему понравился. Особенно полюбился калужский театр. Казахский пленник часто ездил на охоту в бор и катался зимой на санях. Поселился хан в приходе Казанского храма, «на Воробьёвке, 1-й части, 1-м квартале около Никитского оврага, близ реки Оки в каменном двухэтажном доме с надворными строениями Пятницкого протоиерея Ивана Левшина».

Арынгазы несколько раз болел «воспалением груди». Умер он в ночь с 23 на 24 августа 1833 года от начавшейся простудной горячки из-за воспаления лёгких. Ему было всего 50 лет. Как рассказывали сами калужане, после охоты в окрестностях города он по обычаю долго мыл ноги в Оке, пил холодную речную воду, а на квартире выпил ещё и целый графин квасу из погреба и простудился.

28 августа тело хана похоронили скромно за городом на старообрядческом кладбище. Его могила не сохранилась.

Имам Чечни

С 1859-го по 1868 год в губернской столице в почетной ссылке вместе со всей семьёй проживал имам Чечни и Дагестана Шамиль. На высокого гостя нередко навевал тоску окрестный колокольный звон.

Однажды имама спросили: желал ли бы он вернуться на родину? Тот лишь вздохнул и ответил: «Зачем?! Теперь Кавказ — в Калуге…»

После присяги на верность русскому царю и России в здании Дворянского собрания высокий гость подписывался «раб Божий Шамиль».

Дом, в котором проживал Шамиль в Калуге. Фото: Калужский объединённый музей-заповедник

«Из всех подмеченных мною до сих пор особенностей Шамиля одна развита в нём до слабости. Это необычайное пристрастие к нищей братии, к которой, по-видимому, он питает какую-то особую любовь, — вспоминал пристав Аполлон Руновский. — Шамиль как будто дорожит встречею с нищим, считая её особой милостью небес. Спешит отдать ему всё, что есть в кошельке Хаджио; а это все составляло иногда до десяти рублей и более».

Рассказали и такую историю. Как­то во двор к Шамилю зашли пять отставных калужских солдат. Во времена кавказской войны те побывали в плену у горцев. Они представились приставу Руновскому: «Мы желаем, ваше благородье, явиться к нашему бывшему хозяину», — сказали солдатики.

Шамиль был очень доволен: бывшие пленники помнили о нём. Наделил всех серебряными рублями.

Имам не знал счёту деньгам. Правильнее сказать, цены им.  Тем самым приводил в величайшее отчаяние своего казначея, ведавшего всеми расходами. Калужские нищие проведали об этой стороне характера знаменитого пленника и простаивали иногда целыми днями за углами соседних домов, карауля как самого Шамиля, так и лиц его свиты — сыновей, зятьёв и мюридов.

Знаменитый горец обыкновенно подавал им те монеты, которые находились в данное время в его кармане. Были ли то рубли, полтинники или гривенники — безразлично. «Как я могу подать нищему одну или две копейки? — говорил Шамиль. — Вдруг случится, что ему в тот день никто более не подаст?! Чем же он будет сыт?»

Несколько месяцев спустя удалось наконец убедить и Шамиля, и его ближайших родственников, что они делают довольно сомнительное добро, подавая серебряные монеты калужским нищим.

«Вы помогаете злому делу и греху, — объяснял пристав Руновский. — Вашу милостыню эти люди несут прямо в кабак. Напиваются водки, потом дерутся, буйствуют и не хотят уже трудиться».

Шамиль был очень опечален. Оказывается, вместо желаемого добра он творил зло. С того времени имам стал подавать милостыню лишь старикам и старухам.

Калугу он покинул в 1868 году и отправился сначала в Киев, а затем на святую землю мусульман.

Ссыльный декабрист

Князь, бывший блестящий гвардейский офицер Евгений Оболенский возвратился из сибирской ссылки по манифесту от 26 августа 1856 года. Политическому преступнику, лишённому титула, разрешили именоваться гражданином Оболенским. Ему вернули дворянское достоинство, а княжеский титул — уже его детям. Права всех декабристов были полностью восстановлены.

Фото декабриста Евгения Оболенского. Фото: Калужский объединённый музей-заповедник

В декабре 1856 года Евгений Оболенский поселился с семьёй и детьми в Калуге, в доме своей сестры Натальи Оболенской на углу улицы Проломной (ныне — улица Пушкина, 9). Дом был куплен к приезду брата у вдовы подполковника Марьи Сухотиной.

Рассказывали, что до самой смерти Евгений Оболенский носил удивительное кольцо. Сделано оно было из золота и чугуна — из куска кандалов, в которых князя декабриста привезли в Сибирь. Это кольцо хранится у его потомков.

Находился бывший ссыльный под негласным надзором полиции. Декабрист занимался подготовкой крестьянской реформы 1861 года в Калужской губернии. Заседали в здании Дворянского собрания. Убелённый сединами старик дождался исполнения своей мечты — отмены рабства в России. Многим мыслям Оболенского благоволил император Александр II, освободивший крестьян.

Умер Евгений Оболенский 26 февраля 1865 года от простуды. Родным он завещал похоронить себя среди простых калужан: «Я хочу быть среди народа». В метрической книге храма Георгия за верхом есть данные, что его погребли 1 марта, в возрасте 69 лет, на участке Пятницкого кладбища недалеко от Петропавловской церкви. Могила декабриста сохранилась благодаря советской власти.

Могила декабриста Евгения Оболенского на Пятницком кладбище. Фото: Сайт новостного агентства "Калужский Перекресток"

Статус города-ссылки для инакомыслящих сохранился вплоть до советских времён. В 1920-е годы Сталин отправил под надзор в Калугу известных революционеров и советских руководителей — Григория Зиновьева и Льва Каменева.