С бала на фронт. Выпускник 1941-го оставил в Калуге свои военные дневники

Николай Дмитриев (слева) сопровождает полковника Юрия Гагарина в Калуге. 1966 год. © / Николай Дмитриев / Из личного архивa

Имя Николая Дмитриева в советское время было хорошо известно. Ветеран войны был первым заместителем председателя Калужского облисполкома. Именно ему выпала честь встречать первых космонавтов и принимать в строй первый в мире Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского в далёком 1967 году.

   
   

Дорогами войны

Родился Николай Дмитриев 19 декабря 1923 года в городе Высоковск Клинского района Московской области — одном из забытых осколков некогда знаменитого «текстильного края». Происходил из семьи староверов. Мать Николая Мария Трофимовна трудилась ткачихой на фабрике в Высоковске.  Кроме него в семье росли брат Митя и сестра Вера.

Окончание 10-го класса и выпускной, как и у всех его сверстников, пришёлся на 22 июня 1941 года. Выпускной вечер был торжественным, весёлым, со множеством цветов и с тёплыми речами. Состоялся и школьный бал. Девушки в белых платьях и юноши, впервые надевшие костюмы, кружились в прощальном вальсе. Под утро катались на лодках. Стояла полная луна. Уходила короткая июньская ночь и наступал рассвет воскресенья 22 июня.

Николай Дмитриев выпускник школы в Высоковске (крайний справа). Июнь 1941 года. Фото: Из личного архивa/ Николай Дмитриев

День был солнечным, душистым, с неумолкаемым щебетанием птиц. В полдень из репродукторов раздалась страшная весть — началась война с Германией. За событиями её первых месяцев Николай следил крайне внимательно. Это нашло отражение в трёх, чудом сохранившихся страничках его дневника.

«С 28 июля я ходил копать противотанковые рвы, — вспоминает Николай. — Погода стоит хорошая, только гуляй. Но долго не погуляешь, находиться на улице можно только до 11 часов, но и то не всегда, так как немецкие самолёты делают ежедневные налёты на Москву. Из нашего дома хорошо видны лучи прожекторов, слышны выстрелы зениток… В нашу больницу привезли больше сотни раненых. Говорят, что немцы не дают покоя. По одному человеку бьют из минометов, автоматов…»

«27 сентября. Сегодня берут в морфлот. Когда возьмут меня, не знаю, наверное, после 1 октября. Если не возьмут, то оставят до зимы. Вести с фронта неутешительные…»

«30 сентября. Вчера получил повестку, явиться 1 октября на призыв. Когда возьмут, не знаю, но думаю, скоро. Погода на улице стоит тихая. Настроение мрачное».

   
   

«9 октября. Призыв. Взяли, хотя я не годен по статье 114, но эту статью отменили в связи с войной. Куда взяли, не знаю, но, думаю, что в связь… Сегодня смотрел фильм «Моряки». Если бы было так, как показано в фильме! Погода стоит то ясная, то пасмурная, ночь сегодня замечательная!»

«13 октября. Наконец-то! Берут в армию. Повестку получил в 7 ч., явиться в клуб к 11-ти».

Так начался боевой путь по дорогам войны недавнего выпускника школы Николая Дмитриева. Он пришёлся на один из самых тяжелых периодов войны — с октября 1941-го по апрель 1942 года. Боец-разведчик Дмитриев воевал в составе 1126-го стрелкового полка 334-й стрелковой дивизии на Калининском фронте. С середины февраля 1942 года стрелковая дивизия вела неравные тяжёлые бои под городом Велижем в составе 4-й ударной армии.

Рядовой Николай Дмитриев.1941 год. Фото: Из личного архивa/ Николай Дмитриев

5 апреля во время проведения разведки боец Николай Дмитриев был ранен разрывом мины, получив тяжёлое ранение обеих ног. Начались его скитания по госпиталям Москвы и Казани. 28 сентября 1942 года решением врачебной комиссии красноармеец Дмитриев призван негодным к прохождению строевой службы.

Выбираю Калугу

С октября 1942-го по март 1944 года он боец первого отряда военизированной охраны Казанской железной дороги, с марта по август 1944 года — Октябрьской железной дороги в Клину. В сентябре появилась возможность продолжить учебу, и он становится студентом Московского механического института, позже переименованного в МИФИ, который окончил в июле 1949 года.

При распределении предложили выбрать между крупным промышленным городом Горьким (ныне — Нижний Новгород) или Калугой. Николай Дмитриев выбрал завод N672, более известный как Калужский электромеханический завод (КЭМЗ). Стал инженером-конструктором, затем начальником конструкторского бюро. Спустя годы — заместитель главного технолога завода.

На заводе был пятый цех инструментального обеспечения производства и экспериментальных работ, пожалуй, самый легендарный на КЭМЗе. В этом цехе собрались лучшие станочники завода, которым доверяли самые сложные операции. Здесь трудился Герой Социалистического Труда Виктор Аманшин, с которым у Николая Дмитриева сложились особенно доверительные и почти дружеские отношения.

В 1956 году его избирают заместителем секретаря, а затем и секретарем парткома завода.

Встречал космонавтов

В 1959—1961 годах он — заведующий промышленно-транспортным отделом обкома КПСС, откуда для укрепления городской партийной организации в 1961 году переводится первым секретарь Калужского горкома КПСС. Это было время первых космических полётов, первых космонавтов и их визитов в Калугу.  

Николай Дмитриев - ветеран войны - удостоен множества наград. Фото: Из личного архивa/ Николай Дмитриев

Николай Дмитриев сопровождал всех советских космонавтов, которые по заложенной Юрием Гагариным традиции, первым делом после возвращения с орбиты посещали Калугу, город учёного Константина Циолковского, прозванный «Колыбелью космонавтики».

Главным делом его жизни стало строительство и открытие Государственного музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, открытого в октябре 1967 года. Николай Дмитриев являлся председателем приемной комиссии. Непосредственно перед днём открытия он обнаружил недоделки. Как вспоминает его дочь Нина, рабочие ушли на выходные. Ночью Дмитриев сам исправлял недостатки. Позже, смеясь, рассказывал, как рано утром, накануне открытия музея, сам повесил зеркало в женском туалете, о котором все забыли.

В тему

Николай Дмитриев с 1982 года — первый заместитель председателя облисполкома. Заядлый рыбак, охотник и грибник. Молчун. Закрытый и скромный человек, настоящий старовер.  Никогда и никому не жаловался на последствие тяжелого ранения.  Осколки от взорвавшейся под ногами мины выходили из тела все последующие годы.  Никогда не ходил с палочкой и не брал больничных. Лишь в 65 лет, будучи уже на пенсии, единственный раз воспользовался положенной ему льготой. Как инвалид получил от государства «Москвич» с ручным управлением. До конца жизни любил читать военные мемуары советских военачальников — Жукова, Рокоссовского, Конева.

Кстати

В семейном архиве Дмитриевых хранится редкая дарственная фотография. Её подписал автор памятника Маршалу Советского Союза Георгию Жукову в деревне Стрелковка Калужской области (1985 г.) — советский и российский скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств Виктор Думанян.

Народный художник РФ Виктор Думанян работает над эскизом памятника Георгию Жукову. Фото: Из личного архивa/ Николай Дмитриев