Известный журналист и чемпионка мира среди женщин в игре «Что? Где? Когда?» рассказала «АиФ-Калуга», как попала на телевидение, что даёт ей силы просыпаться каждый день в четыре утра и какие книги всем обязательны к прочтению.
София Чернышова, «АиФ-Калуга»: Мария, расскажите, как вы оказались на телевидении?
Мария Лазарева: Как в кино! Даже не думала, что в жизни так бывает. Пришла гостем в утреннюю программу как психолог. А через пару часов мне позвонили и предложили стать ведущей! Предложение было настолько неожиданным и лестным, что его нельзя было не принять, несмотря на ряд препятствий: длиннющий, совсем не телевизионный нос, лёгкое заикание и ещё две работы! Для утреннего прямого эфира всё это могло бы стать фатальным, но рядом оказались люди, которые помогли.
В новом формате
— Итак, после долгих лет работы в кадре вы стали редактором. Каждое утро вы и ваша команда помогаете калужанам просыпаться. Как и во сколько сами встаёте? И как строится ваш день?
— Даже сказочной царевне-лягушке приходилось работать ночью, чтобы наутро было чем удивить. У нас две смены — два редактора. Тот, кто выпускает эфир, просыпается в 4, потому что к 6 утра надо не просто быть на работе, нужно просмотреть новостные ленты, сформировать «бегущую строку», подкорректировать информационные блоки, заварить чай для гостей, проверить кофемашину, обсудить с ведущим основные моменты — в 7 уже прямой эфир. После него сразу же начинает готовиться завтрашнее утро: поиск гостей, новостей, монтаж блогов — и так до 15-16 часов. Вторая смена начинается в полдень и до того момента, как всё-всё будет готово, проверено и перепроверено — чаще всего до 21-22 часов.
— Это эксперимент, чтобы порадовать постоянных зрителей чем-то необычным. И чтобы привлечь новых зрителей, которым этот формат привычнее. Телевидение всё ещё может конкурировать с Интернетом, потому что на нашей стороне качество и профессионализм. С другой стороны, нужны новые форматы, более личные. Мы всё глубже проваливаемся в иллюзию, что всё давно известно, на информационной карте нет белых пятен, а на любой вопрос может ответить интернет-поисковик. Ответов сейчас действительно больше, чем вопросов. И только человек, который своей репутацией отвечает за то, что он говорит в блоге, вызывает особое доверие.
Чтение — удовольствие
— А почему исчезла ваша рубрика о книгах?
— Мне нужно ещё 5 часов в сутках. Сейчас как редактор я гораздо полезнее, чем блогер, автор рубрики. Я продолжаю читать книги и даже иногда пользуюсь служебным положением и прихожу гостем в «Утро первых». Давно вынашиваю план литературного спора — в нём не только, как говорится, рождается истина, но и открываются новые грани как предмета дискуссии, так и самих оппонентов. Осталось найти того, кто ответит на вызов.
— У вас репутация начитанной девушки. Играете в «Что? Где? Когда?», чемпионка мира среди женщин 2004 года. Какие книги посоветуете прочесть?
— Список так называемых универсальных произведений всегда однообразен и не может претендовать на оригинальность: «Идиот» Достоевского, «Герой нашего времени» Лермонтова, «Полковнику никто не пишет» Маркеса, например. Это действительно хорошие книги, с глубоким культурным следом и последствиями. Но не каждому они понравятся: кто-то не дорос, а кто-то, наоборот, уже перешагнул через них. Не стоит читать художественную литературу с целью чему-то научиться или расшатать представления о мире — она не решает этих задач. Это удовольствие. Это привычка, очень хорошая привычка, открывающая новые горизонты. Если всё-таки нужен совет… Для необычности попробуйте Беккета, для настроения — О’Генри, для осознания современной литературы — Мариам Петросян, для детей — Усачёва, для подростков — Нила Геймана. Начните, очаруйтесь или разочаруйтесь, а дальше — ищите время читать, используйте возможность стать интереснее.
— Вы с мужем воспитываете двоих сыновей. Как успеваете и читать, и играть в «Что? Где? Когда?», и работать?
— У меня очень понимающая семья, потому что в любое время суток может зазвонить телефон, и мне обязательно нужно ответить. Очень помогают родители и муж — именно благодаря их терпению и поддержке возможны все мои рабочие дела.
Дети, муж, Анри Барбюс
— Что покорило вас в муже?
— Мы познакомились в театре. Это была любовь с первого взгляда. Я восхищаюсь тем, как он воспитывает наших мальчишек, и тем, что наши самые горячие споры за 10 лет совместной жизни — о значении рассказа «Нежность» Анри Барбюса.
— Как распределяются обязанности?
— Я отвечаю за уроки, подготовку к утренникам и походы в поликлиники. Муж готовит. Но мы с лёгкостью меняемся обязанностями: делает тот, кому это в данный момент удобнее и быстрее.
— Каким вы видите будущее своих детей? Что скажете, если они захотят пойти по вашим стопам, стать журналистами?
— Дети пока не проявляют интереса к журналистике, им пока не так много лет: 2 и 8. Единственное пожелание — я бы хотела, чтобы они много читали. И журналистика в этом плане, как и педагогика, очень перспективна.
— Самая большая мечта редактора утреннего эфира? А мечта мамы и жены?
— Чтобы зритель выходил на работу в самый последний момент и чувствовал досаду, что не досмотрел эфир. А мечта мамы и жены — искреннее и радостное удивление домочадцев — от вкусного блюда, яркого приключения или путешествия, фильма. И я рада, что это всё зависит от меня.
Смотрите также:
- «Пришёл в выпускном костюме». Как Александр Сорокин попал на калужское ТВ →
- Телевизионный муравейник. О создании новостей и курьёзах на калужском ТВ →
- Семья на 900 человек. Мануфактура по пошиву одежды открылась в Калуге →