Крепкий бастион. Юрий Соломин служил театру до последнего дня

Михаил Борисов, / Из личного архивa

15 января в Москве прощаются с народным артистом СССР, художественным руководителем Малого театра Юрием Соломиным. Юрий Мефодьевич — последний из плеяды великих худруков отечественных драматических театров. С его уходом для русского репертуарного драматического театра заканчивается целая эпоха. Да, на смену ветеранам к руководству театрами приходят молодежь, возможно, не менее талантливая, чем их предшественники — это покажет время. Но таких выдающихся и легендарных по масштабу личности, как Соломин, среди них нет.

   
   

Актёр, режиссёр, общественный деятель, которого зрители помнят по художественным сериалам «Адъютант его превосходительства», «Хождение по мукам» или фильму «Дерсу Узала». Одно время он был федеральным министром культуры. «АиФ-Калуга» вспоминает, что связывало Юрия Мефодьевича с нашим городом.

Театр-музей Соломина

Театралы его помнят по ролям в Малом театре, который Юрий Мефодьевич возглавлял более 35 лет и появлялся на сцене, например, в роли Фамусова в комедии Грибоедова «Горе от ума». Этот спектакль академический театр показывал на своих мини-гастролях в Калуге 11 лет назад и открывать их и участвовать в одном из спектаклей тогда приезжал Юрий Соломин. Это был уже не первый его визит в Калугу — в 2008 году на ступеньках областного драмтеатра он открывал знаменитый памятник зрительнице, а в 2013-м сразу поинтересовался: на месте ли он. Тогда он отмечал, что столичный театральный коллектив связывает с калужанами дружба, основанная, в частности, на том, что именно в Калуге зародилась ассоциация старейших театров России, которой он руководил.

Актеры Малого театра в спектакле «Горе от ума» в Калуге. Фото: Из личного архивa/ Михаил Борисов,

Сегодня, оглядываясь на те годы, можно отметить, что это было время появления во многих театрах современных и прогрессивных, но чаще всего просто модных режиссёров. На фоне их работ Малый театр выглядел крепким бастионом — носителем традиций русского репертуарного психологического театра, чуждым необоснованным формальным экспериментам и перелицовке классики в угоду кассе. Некоторые даже начали называть его не театром, а музеем. Сам Юрий Соломин на такое определение не обижался. «Мы музей в том смысле, что показываем всё богатство русской литературы и актёрской школы, прославляем национальное творчество, переданное предыдущими поколениями учителей. Это репертуар, сохранение русской литературы, традиционное актёрское мастерство. Это сердце и душа, человеческие эмоции. Без них спектакли играть нельзя.
Зрители во все времена относились к Малому положительно, у нашего театра есть своя ниша. И я всегда говорю нашим критикам: кто хочет — попробуйте её занять, пусть у вас получится лучше, но желающих пока нет», — замечал Юрий Соломин.

Он тогда напомнил, что с момента основания театра в 1756 году при императрице Елизавете Петровне источником для него служила русская литература и драматургия: Сумароков, Фонвизин, в XIX веке — Гоголь, Тургенев, Алексей Константинович Толстой, а затем, конечно же, Островский и Чехов.

До старости быть на старте

«Естественно, жизнь меняется, вырастает молодёжь, которая начинает приходить к руководству в театрах. Но перемена власти должна происходить не по форме, а по смыслам. Убрать режиссёра лысого и с бородой и поставить вместо него с длинными волосами — ещё не значит, что станет лучше. Театр — это организм, который должен развиваться по своему пути, привлекая всё современное, что существует в жизни. Но непременно с тем же Гоголем, Островским, потому что сегодня их тексты звучат так, словно это писали наши современники. Вообще наш отечественный театр — он котируемый. За границей его оценивают как русское национальное достояние», — говорил Юрий Мефодьевич.

Актер Юрий Соломин после пресс-конференции в калужском драматическом театре. Фото: Из личного архивa/ Михаил Борисов,

Тогда в нашем разговоре он вспомнил, что в свое время учился у великой актрисы Веры Николаевны Пашенной, которая кроме профессионального мастерства разговаривала со своими студентами о жизни.

   
   

«Когда мы её спрашивали, а что делать, если нет работы, она отвечала: ребята, это такая профессия, в которой надо быть всё время на старте, до старости лет. Вот вдруг твоя главная роль, на ввод дано, предположим, два дня — и если ты окажешься не готов, то проиграешь и роль, и жизнь. Надо искать работу везде, всегда быть в форме. Как спортсмен. Ждать, не жаловаться на жизнь, просиживая в компаниях и просыпаясь на следующий день с больной головой. Не тратить время на ерунду, смотреть, как надо и не надо работать, искать неординарные, нешаблонные решения для роли. Тогда обязательно возникнет тот момент, который вознаградит за все испытания», — рассказал Юрий Соломин.

Он так и жил и был готов служить своему театру для последнего дня.