Калужские сюжеты. 126 лет назад скончался драматург Николай Соловьёв

На калужской телерадиокомпании «Ника ТВ» вышел фильм, посвящённый жизни и творчеству знаменитого российского драматурга Николая Соловьёва. Ноябрь – особый месяц в его короткой жизни. Родился 7 ноября 1843 года в Рязани, а скончался 27 ноября 1898 года в Юхнове Калужской губернии.

   
   

«Одни считают, что это был графоман, по текстам которого прошлась рука великого мастера. Другие считают, что это был талант, которому просто не повезло. Он имел дурной характер, чтобы подстраиваться под цензуру и вкусы столичной публики», – так начинает свой рассказ автор фильма, калужская тележурналистка Марина Улыбышева.

Смысл жизни – писать

В Юхнове драматург и нашёл последний покой. Расходы на похороны покрыли за счёт средств от спектакля, специально организованного великой русской актрисой Марией Савиной. Она же помогла получить пенсию на содержание его семьи.

Могила Николая Соловьева в Юхнове. Фото: Юхновская межпоселенческая библиотека

Большую часть своей жизни драматург Николай Соловьёв жил и творил на Калужской земле. За это время создано около двадцати пяти пьес, но широкую известность получили только четыре, написанные в соавторстве со знаменитым русским драматургом Александром Островским, которого по праву называют основоположником национального театра.  Пьесы «Счастливый день» (1877), «Женитьба Белугина» (1877), «Дикарка» (1879), «Светит, да не греет» (1880) пользовались популярностью и были поставлены на сценах многих театров страны, в том числе ведущих – Императорского Московского Малого театра и Александринского театра.  Правда, имя самого Николая Соловьёва зачастую вымарывалось из афиш.

«Между двух огней», так назвали свой фильмы его авторы. «Между драматургом Александром Островским и философом Константином Леонтьевым, между провинцией и столицей, между аристократами и простыми людьми, между семьей и творчеством – так получилось, что Николай Соловьёв всегда находился между, как металл между молотом и наковальней, как глина между гончарным кругом и руками мастера», – объясняет название фильма автор Марина Улыбышева.

Фото: ТРК "Ника"

О жизни драматурга Николая Соловьева в фильме рассказывают калужские краеведы. Нина Фомина – член рабочей группы по сохранению исторической памяти при губернаторе Калужской области. Несколько лет назад она совершила открытие, позволившее переписать общепринятые даты жизни биографии драматурга. Считалось, что он родился в 1845 году. Краевед обратилась в госархив Рязанской области. В метрической книге Староямской Николаевской церкви была найдена запись о рождении 7 ноября 1843 года у художника императорской академии художеств Якова Соловьёва и его жены Пелагеи (Стариковой) сына Николая. Так было сделано открытие – будущий драматург родился на два года ранее общепризнанной даты.

Директор городской библиотеки Юхнова Наталья Потапова рассказывает о детстве будущего драматурга, когда в шестилетнем возрасте, оставшись без отца, Николай вместе с матерью переехал из Рязани. Финансовых средств у семьи осталось немного. Они были вынуждены переехать к сестре матери А. Соколовой, в её имение в селе Якшуново Калужской губернии.  Здесь будущий драматург получил домашнее обучение, позволившее ему поступить в мужскую гимназию в Калуге.

   
   
Фото: АиФ-Калуга/ Виктор Комиссаров

Краевед, член рабочей группы по сохранению исторической памяти при губернаторе области Николай Брокмиллер поведал о калужском периоде жизни драматурга. Во время учёбы мальчик увлекался пением, литературой и особенно театром — принимал участие в любительских театральных кружках, был завсегдатаем постановок Калужского театра, предпринимал первые попытки писать пьесы.

В 1861 году окончил гимназию и уже со следующего года работал комнатным надзирателем в благородном пансионе при гимназии. Краевед отмечает, что именно на Калужской земле, знакомясь с мещанами, представителями интеллигенции, драматург черпал будущие сюжеты для своих пьес.

Вечные темы

Основоположник русского театра Александр Островский считал Николая Соловьёва своим лучшим учеником. Краевед, член рабочей группы по сохранению исторической памяти при губернаторе области Людмила Паутова говорит: «Его произведения поднимают вечные темы, они актуальны и сегодня».

Заведующая картинной галереей Мосальска Людмила Сёмина исследует один из самых тяжелых моментов его жизни, когда Николай Соловьёв становится послушником в Николо-Угрешском монастыре.

Доцент кафедры филологии КГУ им. К.Э. Циолковского Игорь Ксенофонтов считает: «Для нас Соловьёв интересен тем, что его союз с Островским – это достаточно яркий, но парадоксальный пример сотрудничества двух драматургов, которые пишут одно произведение, одну пьесу». Он считает, что в совместном творчестве Соловьёву принадлежала идея пьес, их сюжеты. Дальнейшая обработка произведений, по мнению исследователя, принадлежит Островскому. Самая яркая страница их творчества – пьеса «Женитьба Белугина».

Автор фильма Марина Улыбышева рассказывает в фильме о семье и детях драматурга, его дочери Вере Светловой-Соловьёвой, заслуженной артистке РСФСР, подмечая при этом, что всю свою жизнь она, как бы повторяя путь отца-драматурга, вынуждена была жить и работать в провинциальных театрах. И приводит её рассказ об отце: «Он всей душой, всем сердцем и характером был настоящим русским человеком – прямым, исключительно правдивым и скромным до застенчивости в оценке личных качеств. Он обладал широкой натурой, способной не только на высокие взлеты, но и на неожиданные падения с облаков на землю, которые сопровождались глубокой тоской, доходившей до отчаяния».

Две дочери Николая Соловьёва окончили в Калуге 5-ю школу. Вера работала сельским учителем, но её нескончаемо тянуло в театр. Помогла ей осуществить мечту выдающаяся актриса Мария Савина. В 1918 году она пригласила его дочь в драмкружок при Калужском театре. Через год Веру Соловьёву произвели в ведущие актрисы местной драмы. На её сцене она выступала до 1927 года.

Не заставила себя ждать реакция калужан на новый фильм о знаменитом земляке.

Оксана Захарова: «Спасибо за отличный, познавательный, полный любви к родному краю и к его замечательным людям материал. Замечательный фильм!»

Деньги или духовность

Фильм завершается рассказом о печальной судьбе калужского дома знаменитого драматурга. Год назад, во время праздничных мероприятий в Калуге в честь 180- летия со дня рождения Николая Соловьёва, праправнучка знаменитого драматурга призвала калужан сохранить дом ее знаменитого предка, место, в котором тот работал над своими произведениями и вёл переписку с Александром Островским.  

Спустя три месяца единственное сохранившееся в России здание, связанное с именем известного драматурга, было снесено.

«Здесь стоял дом, в котором почти 12 лет Николай Соловьёв жил в Калуге. Сегодня его нет. Его снесли. Калужские краеведы били во все колокола, пытаясь донести до властей важность сохранения этого объекта. Не смогли. Наверное, в Калуге у нас так много всего, что мы можем чем-то и пренебречь», – говорит Марина Улыбышева.

Через много десятилетий дом постигла участь того, с чем драматург Соловьёв пытался бороться в своих пьесах: что важнее для души – материальный доход, выгода или сохранение прекрасного и духовного?

В финале фильма краеведы предлагают сохранить в Калуге память о драматурге – организовать музей Николая Соловьёва в здании Николаевской гимназии, где тот учился, издать полное собрание сочинений его пьес и переписку с Александром Островским. Поступило предложение разбить в честь знаменитого драматурга сквер на территории, примыкающей к библиотеке им. Белинского, напротив уже утраченного дома, где жил Николай Соловьёв со своей больной матерью.