Отрава у дома. Калужане ведут неравную борьбу с борщевиком

Обнинцы сами вышли на улицу выкапывать опасное растение. © / Анна Алешникова / АиФ

Жители Обнинска, устав ждать помощи, сами вышли на улицу выкапывать опасное растение. «Вчера собрали шесть мешков. Сегодня опять пойдём копать», — рассказывает обнинчанка Анна Алешникова.

   
   

Беда пришла, откуда не ждали. Улицу Циолковского ремонтировали по нацпроекту «Безопасные и качественные дороги». Дело благое, люди радовались. Как видно — зря. Нет, сама дорога выглядит достойно, а вот обочина становится опасна для детей, взрослых и домашних животных.

По мнению жителей, строители вместе с грунтом завезли семена этого злосчастного борщевика. Он прижился и теперь быстро распространяется по всей улице. В администрации Обнинска уверяют, что грунт перед засыпкой проверяли, и семян борщевика там не обнаружили. И, тем не менее, у МП «Коммунальное хозяйство» заключён контракт с подрядчиком: места произрастания борщевика на территории города обрабатывают гербицидами, потом его убирают.

Обнинцам, можно сказать, повезло — опасное растение выросло на муниципальной земле и на жалобы людей городские власти хоть как-то реагируют. А если борщевик вырос во владениях управляющей компании или частного собственника, то здесь выход один — лопату в руки.

Отвечать некому?

Дело в том, что в области, несмотря на известную уже много лет проблему, нет единого центра реагирования на вспышки борщевика. Нет и соответствующей региональной программы, а значит, нет и финансирования. Муниципальные образования могут лишь пристыдить собственников территорий и направить информацию о необходимости своевременной борьбы с борщевиком.

«В случае, если борщевик растёт на придомовой территории, работы по его удалению, как правило, выкашивание, должна организовывать управляющая компания, — сообщил начальник управления ЖКХ Калуги Александр Колесов. — Они производятся за счёт средств, предназначенных на техническое содержание общего имущества многоквартирного дома».

При этом в Калужской области принят региональный закон о борьбе с борщевиком. Должностные лица, например, те же главы сельских поселений, за невнимание к проблеме могут поплатиться рублём. Размер штрафных взысканий — от 20 000 до 30 000. Для простых граждан чуть меньше — от 3 000 до 5 000 рублей. А для организаций-землепользователей он может достигать и ста тысяч.    
   

Как ужаленные

Выкапывать ядовитое растение, а тем более косить его — занятие бессмысленное. Борщевик живуч, он всё равно прорастёт. А уж если дотянуть до момента, когда он выбросит соцветия, то территория покрытия автоматически увеличивается в сотни раз. Единственное действенное средство — обработка гербицидами. Однако дело это затратное и не всем собственникам под силу.

Долгие годы ядовитое растение буквально душило село Авчурино. Он распространялся с заброшенных ферм хозяйства «ЭкоНива». Глава администрации сельского поселения Анатолий Шкарупа решил в прошлом году подойти к проблеме кардинально, несмотря на небывалые для бюджета траты. Заключил договор с аттестованной на подобные работы организацией, и территорию распространения борщевика обработали гербицидами.

«Уже через месяц борщевик начал чернеть, перестал выпускать новые побеги, — рассказывает Анатолий Шкарупа. — А вообще бороться надо всем миром, ведь проблема распространения борщевика — в масштабах области, а не отдельного поселения. Каждый глава должен и может на месте выполнять эту работу — были бы деньги, потому что само сельское поселение такие суммы не потянет».

Удивительное дело. И закон в Калужской области есть, и штрафы предусмотрены, и организации, которые контролируют исполнение закона тоже, а борщевик Сосновского каждое лето вымахивает под несколько метров и жалит людей и животных.

Единственное, что остаётся жителям, — жаловаться на странице губернатора в соцсетях. Там быстро отвечают и принимают меры.