Солнечный дом. Старинную сталинку обещали реконструировать

Виктор Комиссаров / АиФ-Калуга

Ещё в 2008 году дому № 25А на улице Карпова присвоили статус объекта культурного наследия. Теперь жильцов ждёт расселение. Однако надо ещё как-то пережить зиму с аварийной крышей.

   
   

Признали аварийным

Дом запечатлён на кадрах одного из самых лиричных советских фильмов, когда-либо снимавшихся в Калуге — «Белый Бим Чёрное ухо» (1977). Да и во многих других художественных фильмах, рассказывающих о том времени, часто показывают похожий интерьер уютных квартир — с длинным гулким коридором, с высокими потолками и лаконичной лепниной. Архитектурный стиль, характерный для многих зданий послевоенных лет, получил название «провинциальный сталинский ампир». В Калуге, возможно, есть похожие дома, но именно этот отличается тем, что на его фронтоне изображено восходящее солнышко.

Сейчас из тех людей, кто получал ордер на квартиру в далёкие 50-е, в живых осталась только 96-летняя старушка — ветеран труда. Хотя до почтенных лет доживали здесь и другие жители этого дома, а сейчас здесь проживают их дети и внуки.

Законопослушные чиновники охрану памятника ограничили только выпуском карты города, на которой пометили его как «вновь выявленные ОКН», забыв при этом внести его в госреестр культурного наследия. За все эти годы ничего не сделано для сохранения здания. Оно благополучно ветшало, пока в 2019-м не попало в разряд аварийных.

Жильцы неоднократно просили помощи у местных властей в поддержании нормальных человеческих условий для жизни. Готовить к расселению дом начали лишь в 2024 году. Однако городская программа по расселению аварийного жилья в том же году так же неожиданно закончилась: сроки расселения отодвинулись сначала на 2027 год, а затем на 2029 – 2033 годы. Жильцы забили тревогу — капитальный ремонт кровли стал уже экстренной необходимостью. Из-за постоянных протечек отвалился значительный кусок штукатурки, началось разрушение кирпичной кладки. Прошлогодние летние ливневые дожди затопили квартиры даже на первом этаже.

«Мы накроем крышу баннером»

Жилищная инспекция, Управление по охране памятников культуры, городская администрация Калуги и её юристы не раз осматривали дом, но ничего утешительного для себя жильцы так и не услышали. По жилищному законодательству и договору с управляющей компанией жильцы имеют право на достойное жилье, но все, чём смогли «помочь» чиновники, — это обещания.

   
   

Капремонт дому не положен, так как он аварийный. А текущий ремонт приведёт к порче внешнего вида объекта, так как шифер времен постройки дома давно снят с производства.

Проштудировав законодательство, пенсионеры пришли в отчаяние. По закону им предлагается в независимой лицензированной компании заказать проект реставрации дома, оплатить его и произвести ремонт. И все за свой счёт. Не желая быть попрошайками у государства, они уже выложили изрядную сумму на укрепление фундамента и мелкий ремонт дома, на ремонт ступеней и укрепление подпорной стенки. А теперь собрать дополнительные миллионы на крышу с обычных небольших государственных пенсий жильцам не по силам.

По словам жильцов, крышу им обещали пока накрыть баннером — даже не профлистом или хотя бы поликарбонатом.

Как удалось узнать в администрации Калуги, снос дома не планируется. Будет реконструкция и, возможно, перевод в нежилое помещение со сдачей под офисы. Но жильцы туда не вернутся. Да и среди них нет полного единодушия: кто-то борется за расселение, но есть и те, кто хотел бы сохранить дом именно таким, каким он числится в реестре памятников.

Краевед, член рабочей группы по сохранению исторической памяти при губернаторе области Степан Волохов:

— Нашу команду пригласили в гости неравнодушные жители дома 25А по улице Карпова в Калуге. Этот дом в историческом центре был построен в 1952–1953 годах для работников «Калужского управления связи Министерства связи СССР». Здание имеет статус выявленного объекта культурного наследия, но при этом является аварийным. Видно, что люди любят свой дом и заботятся о нём. Но, не смотря на их старания, его состояние оставляет желать лучшего. Жильцы боятся, что их расселят. Они любят свой дом, хотят в нём жить и готовы нести ответственность за его судьбу. Опасность вызывает статус аварийности: дом могут расселить в любой момент, ведь это место — самый центр, золотые сотки земли, которые так нужны инвесторам от строительства.