В 2020 году в стране завершится действие федеральной программы «Доступная среда». Предполагалось, что к этому времени люди с ограниченными возможностями максимально интегрируются в общество. Но в Калуге колясочники до сих пор не могут попасть даже в некоторые поликлиники.
Как в клетке
В инвалидном кресле Дмитрий Вихров оказался год назад. В июле 2019 года в результате несчастного случая 18-летний парень выпал из окна пятого этажа. Как отмечают врачи, выжил чудом, но остался без ноги. Остеоартроз сустава не даёт возможности крепкому на вид парню передвигаться на костылях. В подъезде его дома нет пандуса, но он живёт на первом этаже, а десять ступеней преодолевает на костылях, злоупотреблять которыми ему совсем не желательно. С тротуара у его пятиэтажки нет съезда, благо в углу разбит кусок бордюра, заезжает там.
Повезло ему лишь с расположением поликлиники. Она находится в соседнем дворе на улице Гурьянова. Но эти пару сотен метров для парня — мучение. Яма на яме заставляют лавировать на коляске по всей проезжей части, а на достаточно благоустроенный тротуар нет заезда. Сложно, признаётся студент, зато не нужно ездить на общественном транспорте, который для колясочников не приспособлен вовсе. В саму поликлинику Дима тоже не может подняться — пандус предназначен почему-то только для детской коляски.
«Из-за этих дорог у меня еле «дышит» уже вторая коляска. У первой в конце июля стойка погнулась и колесо, из-за ям металл легко гнётся, потом отломились подножки. У второй колесо восьмёркой едет, — рассказывает Дмитрий. — Горуправа попросила уточнить места, где плохо. Но проще перечислить, где хорошо».
Помимо бесполезного пандуса поликлиники на улице Гурьянова не так-то просто попасть и в медучреждение на Московской. Как отмечает Дмитрий Вихров, там пандус с правильной колеёй, но настолько крутой, что забраться по нему без посторонней помощи невозможно.
«Якобы доступная среда в больнице на ул. Никитина, 66А. Туда пациентов заносят на руках, пандус рядом для видимости. В городской больнице №5 на ул. Генерала Попова, 18 пандус отсутствует, а ступени присутствуют», — продолжает этот список инвалид-колясочник Егор Мамонов.
Пандусы без поручней вообще лишают их смысла. Знают ли об этом подрядчики, которые занимаются установкой, или заказчики, которые принимают работу, ответить сложно.
«Они вроде делают, но в то же время отступают от норм и правил, либо бросают на половине пути. Например, въезд есть, а к самому зданию никак не подъедешь. Иногда колясочники могут въехать в здание, но дальше первого этажа не продвигаются, а иногда и дальше регистратуры», — рассказывает заместитель председателя калужской областной организации «Всероссийское общество инвалидов» Любовь Стёпина.
О проблемах Дмитрий Вихров написал на странице губернатора в соцсетях. В переписке под постом губернатора Калужской области Владислава Шапши чиновники ответили, что съезды будут появляться на улицах города при реконструкции. Ускорить этот процесс или оборудовать их вне такой программы не позволяют средства.
Имитация заботы
Региональный народный фронт обследовал социальные объекты Калуги три года назад. Тогда результаты были плачевные. За это время изменилось немногое. Активисты ОНФ всегда входят в состав межведомственной комиссии по благоустройству и подобные «ляпы» встречают почти у каждого подрядчика.
«До приёмки в 90-95% случаев подрядчики всегда широко открывают глаза и говорят: «Нам не говорили про съезды». А никто и не должен. Врачу не говорят, как надо лечить людей. Есть требования и ГОСТ», — поясняет глава регионального исполкома ОНФ в Калужской области Дмитрий Афанасьев.
Как утверждают чиновники, горуправа Калуги постоянно оценивает доступность различных объектов для инвалидов.
«Сводная отчётная информация об исполнении мероприятий «дорожной карты» ежеквартально направляется в наше ведомство», — пояснил главный специалист отдела оказания адресной помощи управления социальной защиты города Калуги Вадим Парфёнов.
Затем эти объекты попадают в реестр приоритетных. В дальнейшем эти работы будут проводить по программе «Доступная среда в Калужской области». Из перечисленных колясочниками объектов здравоохранения в этом реестре есть только два.
«В рамках программы в 2021 году планируется выполнение мероприятий по адаптации для инвалидов-колясочников медицинских учреждений на ул. Генерала Попова, 18 и Гурьянова 16, к. 1. Включение больницы на ул. Никитина, 66 в реестр и выполнение мероприятий по его адаптации планируется в 2022 году», — уточнила заместитель министра труда и социальной защиты Калужской области Елена Алексеева.
А в это время маломобильные калужане переживают, что и после адаптации эти объекты всё равно окажутся для них недосягаемыми. Уж слишком редко местные чиновники спрашивают мнение тех, для кого делают, а у здоровых людей несколько иное представление о доступной среде. Интересно, что в некоторых городах власти смогли избавиться от синдрома имитации заботы и объединили инициативных людей с ограниченными возможностями, которые следят за всем, что ремонтируется, реконструируется и строится. Под их кураторством в итоге сдаются объекты, в которых отлично ориентируются и незрячие, и колясочники.