Общее, но ничейное. Откуда берутся расходы на общедомовые нужды?

коллаж Александра Фирсова / АиФ

Калужанин подсчитал, сколько денежных средств за месяц перечисляют жители за оплату коммунальных ресурсов на общедомовые нужды. Стоит ли платить и куда исчезают вода, свет и тепло, разбирался «АиФ-Калуга».

   
   

Утекла вода

Из раза в раз проживающие в многоквартирных домах граждане получают квитанции за потраченные коммунальные услуги. Практически у всех есть строки с наименованием «общедомовые нужды». Несколько лет назад Николай Баранов задумался о том, куда и за что уходят эти деньги. Видимых примеров расхода воды или тепла он не нашёл. В их доме нет батарей в подъездах, а в местах общего пользования нет технической возможности набрать или слить воду в канализацию. Он не согласен с тем, что каждый месяц приходит платёжка за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества. 

«И мы потихонечку платим, — сетует Николай Иванович. — Вроде бы копейки. Супруга спрашивает: неужели жалко такой малой суммы. Мне нет. Но из копеек складываются миллионы в Калужской области». 

Подсчитал мужчина расходы на примере своей квартиры. Вышло примерно по полтора рубля с квадратного метра. Жилых помещений у нас области чуть больше 20 миллионов метров. То есть каждый месяц калужане кому-то отдают уже 30 миллионов рублей, считает Николай Баранов. 

«Почему мы платим? Почему нас никто не спрашивает об этом. Ведь как таковых мы этих коммунальных ресурсов не используем. С 1 января 2015 года мы начали оплачивать холодную воду. Все молча отдавали деньги, — резюмирует Баранов. — Спустя три года ввели оплату за горячую воду и водоотведение. И всё — платим. На задаваемые мной вопросы, отвечают, что мы потребляем эти ресурсы. Но при этом раз мы платим за жилое помещение, так и за общедомовые нужды обязаны».

Задавал горожанин эти вопросы и заместителям губернатора, и другим чиновникам. Как строитель спрашивал, где такие помещения общедомового владения, в которых все эти ресурсы расходуются. Ответа так и не дождался. 

По его словам, общедомовые приборы учёта поставщиком ресурсов тоже устанавливались без спроса жильцов дома. При этом, желания владельцев квартир устанавливать индивидуальные счётчики тоже никто не спрашивал. Пытаясь разобраться в ситуации, Николай Иванович ходил и к поставщикам ресурсов, и к управляющей компании, и даже в суд. Однако воз и ныне там. А ответов на многие запросы до сих пор не пришло.     
   

Работа системы

В государственной жилой инспекции наличие коммунальных платежей за общедомовые нужды готовы объяснить практически на пальцах. Поставщик поставляет определённое количество ресурсов. Например, тепла или воды. Все жильцы снимают показания индивидуальных счётчиков. Эта сумма вычитается из общего числа поступившего русурса. Разница между этими цифрами и является общедомовыми нуждами. Распределяются они согласно долям собственности жильцов.

Однако в таких случаях, если в доме есть неплательщики, то это ляжет на плечи остальных жильцов. Кроме того, как поясняет начальник ГЖИ в Калужской области Алексей Дулишкович, в любой инженерной системе есть потери. Они также оказываются в плате за ОДН.

Впрочем, у жильцов есть выбор. Они могут перейти на оплату ОДН по нормативу. Для этого 51% жильцов на общедомовом собрании должны принять такое решение. Однако такой вариант зачастую оказывается менее выгодным.

«Нормативы для региона определяются министерством конкурентной политики на основании большого объёма документов и фактических затрат», — отмечает Дулишкович.

С ситуацией дома Николая Баранова в жилинспеции также знакомы.

«У них порядочный дом. Никто не ворует. Просто идут минимальные платежи, потому что батареи сняли, а стояки-то остались. И они работают», — подчёркивает Алексей Дулишкович.

Единственный тип жилых зданий, для которых сделано исключение, — дома, где один подъезд с индивидуальным отоплением, другой с централизованным. Там плата за отопление ОДН не взимается.