Ёжики снова в опасности. Экологический проект в Калуге потерпел неудачу

Собирать батарейки приучали в школах и на предприятиях Калуги. © / Городская управа Калуги

Экологическая акция «Сдай батарейку — спаси ёжика» зашла в тупик. Два года горожане могли собирать батарейки в специальные экобоксы, но внезапно зелёные контейнеры исчезли из города. Что же пошло не так, выяснял «АиФ».

   
   

Не в состоянии платить

Социально-экологический проект по раздельному сбору отходов 1-2 класса опасности стартовал в областном центре в 2017 году под эгидой Года экологии. Фонд муниципального развития города при поддержке местных властей заказал для Калуги семь гринбоксов для отработанных люминисцентных ламп, медицинских термометров и батареек.

Контейнеры торжественно открывали в горуправе на Ленина, установили в трёх МФЦ, областной филармонии, магазине стройматериалов на Грабцевском шоссе, администрации на Московской, в лофте на Театральной и 12-ти школах.

Ящики были специально приспособлены, чтобы не повредить опасные отходы: хрупкие лампы и градусники. Фото: Городская управа Калуги

В июле 2019-ого их убрали. По словам исполнительного директора некоммерческого фонда Сергея Толстова, произошло это потому, что городская власть больше не считает программу социальной.

«Свернули проект и всё. Мы не в состоянии оплатить такое. А город не хочет помогать в решении этого вопроса», — пояснил он.

Обслуживание контейнеров, которое обходилось примерно в три миллиона в год, приостановили в мае 2019, а в июле их вывезли из областного центра.

Горуправа не заложила средства на гринбоксы в бюджет 2019 года и посоветовала искать для них спонсоров, сообщила организатор эколого-просветительского проекта «Мы разделяем» Екатерина Николаева.

   
   

«Мы не смогли найти спонсоров. В итоге боксы стали закрывать», — рассказала она.

На сегодняшний день калужские эковолонтёры не принимают батарейки, потому что их некуда сдавать на переработку. Во время последних акций в мае и июне за опасными отходами приезжали добровольцы из Москвы.

Контейнеры для батареек, изготовленные два года назад по заказу города на калужском предприятии, находятся в Фонде муниципального развития и никак не используются.

Что осталось?

Каждая батарейка содержит тяжёлые металлы, которые при неправильной утилизации проникают в почву и воду, загрязняя около 20 квадратных метров земли и 400 литров грунтовых вод. Это среда обитания одного ежа, двух кротов и тысячи дождевых червей, информирует Агентство экологии Калужской области.

Ртуть, входящая в состав энергосберегающих ламп и медицинских термометров, — одно из самых токсичных веществ. Попадая вместе с другими бытовыми отходами на полигон для захоронения, она образует соединения в земле и воде, которые накапливаются во всех живых организмах.

При возгорании мусорных свалок батарейки отравляют воздух ядовитыми диоксинами, которые приводят к онкологии и болезням репродуктивной системы. Эти вещества проникают в человеческий организм с дымом или через пищу, отравленную дождевой водой.

Гораздо проще предупредить попадание опасных отходов на полигон ТБО, чем ликвидировать последствия заражения почвы и грунтовых вод.       

На сегодняшний день в Калуге остался один терминал для приёма опасных отходов — в здании министерства природы и экологии Калужской области. Он обслуживается компанией из Санкт-Петербурга «Экобокс». Это единственный город в России, в котором работает предприятие по утилизации батареек. Кроме того, полтора месяца назад небольшие контейнеры для батареек появились в известной сети магазинов электроники и бытовой техники в рамках федерального проекта.

По информации министерства строительства и ЖКХ Калужской области, вопрос обслуживания гринбоксов в областном центре прорабатывает региональный оператор.

«У нас четвёртый класс опасности, точнее безопасности. Мы вывозим только ТКО отходы от жизнедеятельности человека», — ответили по телефону в организации.

Сотрудники «Калужского регионального экологического оператора» заверили, что занимаются транспортировкой и захоронением исключительно твердых коммунальных отходов, а лицензией на обращение с опасными не располагают.