Урок арифметики. Во сколько калужанам обойдётся собрать ребёнка в школу?

Подготовка к 1 сентября — удар по кошельку родителей. © / Татьна Меель / АиФ

Собрать первоклассника в этом году оказалось для родителей хитрой задачей. Как выяснил «АиФ-Калуга» дело не столько в отсутствии помощи в 10 тысяч руб­лей, которую платили в прошлом году, сколько в сумасшедшем подорожании всего, что необходимо школьнику.

   
   

Взлёт до небес

Подорожало практически всё: от карандашей до обуви и рюкзаков. Об этом сразу говорят родители, с которыми удалось поговорить. Тяжелее всего приходится мамам-­одиночкам, которые не попадают под категорию малоимущих.

Калужанка Жанна К. воспитывает сына и дочь. Мальчик пойдёт в шестой класс, девочка — первоклассница. Полный доход — 40 тысяч. Спасают распродажи, скидки и покупка всего необходимого в течение года.

«Самое дорогое — обувь. Туфли от 2,5 тысяч руб­лей. Платье купили в мае на распродаже три штуки по 400 руб­лей. 2,5 тысячи — за спортивный костюм. Сменная обувь, тапочки-кеды, купила за 500 руб­лей. Карандаши — 300 за упаковку. Ручки — тоже 300 руб­лей. Уже сдали 3000 на дополнительные рабочие тетради, 2000 — на родительский комитет. Мне бы худо-бедно какой ­нибудь телефон дочери купить, пусть самый дешевый за 2 тысячи руб­лей», — признаётся Жанна.

Ещё одна жительница Калуги Лариса С. вместе с мужем зарабатывают в месяц около 100 тысяч руб­лей. У них трое детей. Старший живёт уже своей семьёй, средний учится в московском вузе, а младшая идёт во второй класс. Как уточнила Лариса, вся её зарплата уходит на помощь сыну студенту.

«Несмотря на это, я не испытываю сложностей при сборе в школу дочери. Всё, что возможно, покупаю потихоньку в течение года по распродажам, дешёвым магазинам. Увижу тетрадки или ручки, пенал красивый — сразу беру. Платье и портфель — с прошлого года. Единственное, что придётся покупать, — туфли, нога растёт, тут уж ничего не поделаешь. Сейчас многое можно бесплатно найти. В Интернете полно всяких «мамкиных» групп, там люди обмениваются вещами, просто предлагают. Видела в Сети и так называемые гаражные распродажи, где можно буквально за копейки одеть-­обуть ребёнка в школу. Безусловно сейчас всё подорожало и если бы мне как в прошлом году дали десятку, я бы пошла и купила дочери всё новое», — говорит Лариса.

Ручки, тетрадки, карандаши, пластилин подскочили в цене более, чем в два раза. Продавец одного из канцелярских магазинов Надежда говорит, что старые запасы разошлись ещё пару месяцев назад. Однако большого наплыва покупателей нет.

   
   

Малоимущие граждане могут рассчитывать на ежегодную единовременную выплату. Размер такой помощи не превышает 6 тысяч рублей.
«Родители же понимают, что всё и сразу к школе не купишь, поэтому подкупают в течение года всего понемногу. Но сейчас те же карандаши взлетели до небес. Приходят мамочки — глаза у них по пять копеек. А мы что сделаем? Закупка подорожала», — оправдывается Надежда.

Между двух стульев

Семьи с доходом от 100 тысяч и выше (таких, по данным опроса службы hh.ru, 16% от общего количества) сегодня не испытывают особых проблем с покупкой всего необходимого. Если, конечно, подходить к этому делу с умом и не оставлять поход в магазины до середины августа. Малоимущие, подпадающие под различные социальные программы, получают помощь от государства.

«Малоимущие граждане могут рассчитывать на ежегодную единовременную выплату. Размер такой помощи не превышает 6 тысяч руб­лей. Для этого им необходимо обратиться в орган социальной защиты по месту жительства», — пояснил министр труда и социальной защиты Калужской области Павел Коновалов.

В первые две недели августа в Калуге проходила акция «Школьник» для детей 1–4 классов из малоимущих многодетных семей и семей, где родители или законные представители — инвалиды 1 и 2 группы. Раздавали «Наборы первоклассника» — канцелярские товары. Сколько человек воспользовалось такой помощью, управление соцзащиты не сообщает.

Для всех же остальных, включая так называемый «средний класс», условно с доходом от 50 до 100 тысяч руб­лей (если верить тому же опросу, таких 42%), сборы в школу — личная проблема.

«Законодательством Калужской области не предусмотрены меры социальной поддержки по подготовке детей к школе», — заявил Павел Коновалов, прибавив при этом, что в случае трудной жизненной ситуации можно обратиться в отдел соцзащиты населения по месту жительства с заявлением об оказании адресной материальной помощи.

Ни один из опрошенных нами родителей с небольшим достатком этой возможностью не воспользовался. Конечно, наш опрос не претендует на полную репрезентативность, но ответ на вопрос: «Почему?», звучал примерно одинаково: «Да, ну, связываться с этим — только время терять». Быть может, минсоцзащиты стоит чуть пошире открыть двери своих кабинетов для людей?

Количество тех, кто оказался на грани между достатком и бедностью, с учётом подорожания всего и вся, сегодня заметно увеличилось. Эти семьи оказались между двух стульев — льготы не положены, цены взлетели. Однако нарядить своего ребёнка в первый класс, купить букет к 1 сентября, не отказывается ни один родитель. Что ж, здравствуй, дорогая школа!