Из Мошонок в Дешовки. Стоит ли переименовывать неблагозвучные сёла?

Указатель в селе Мошонки. © / Виктор Комиссаров / АиФ-Калуга

В середине октября депутаты Госдумы от фракции «Новые люди» внесли на обсуждение проект закона, запрещающего использование названий населённых пунктов, оскорбительных, уничижительных, принижающих достоинство жителей. В Калужской области есть свои весёлые населённые пункты: Мошонки, Малые и Большие Козлы, Аболдуевка, Дырочная, Бухловка, Дураково и Дешовки. Скажем честно, инициатива депутатов неоднозначная. Корреспондент kaluga.aif.ru отправился в глубинку и узнал мнение коренных жителей и что на самом деле стоит поменять в сельской жизни.

   
   

Хотят ли жить в Мусорке?

«Произвольная замена одних наименований географических объектов другими, употребление искажённых, оскорбительных (в том числе нецензурной брани), уничижительных, принижающих достоинство жителей населённого пункта наименований географических объектов не допускаются» — так авторы предлагают изложить ч. 1 ст. 11 закона 1997 г. «О наименовании географических объектов». Депутаты предложили наделить правом переименования населённых пунктов с неблагозвучными, на их взгляд, названиями самим муниципальным образованиям в дополнение к региональным властям, которые таким правом обладают и сейчас.

На карте России ими был обнаружен ряд названий разной степени «неблагозвучности». «Пуково, Бухалово, Лох, Мусорка, Шалава — всё это названия реальных населённых пунктов в разных уголках России, — поясняют инициаторы проекта. — Их жители с самого детства сталкиваются с грубыми шутками. Из-за неблагозвучных названий люди часто переезжают или оформляют регистрацию в другом месте. Процесс переименования сейчас сложен и забюрократизирован».

Инициаторы законопроекта полагают, что региональные парламенты, которые обладают полномочиями по переименованию, «с неохотой идут на такую меру»: «Переименование влечёт за собой замену дорожных указателей, паспортов местных жителей и другой документации». Если же вопрос переименования сможет решать сам муниципалитет, то «это снизит бюрократические издержки и упростит процесс», полагают парламентарии. «Пусть люди сами решают, хотят они жить в Дуркино или нет. Жителям будет проще гордиться своей малой родиной, а молодёжь это удержит от переезда».

Есть такие, с виду неблагозвучные, названия и на карте Калужской области. Вице-спикер Владислав Даванков, выступая, вспомнил, в связи с этим и название села в нашем регионе.

«В Калужской области — село Мошонки, в Самарской — Мусорка. Мало кто с гордостью поделится тем, что провёл лучшие годы в Мусорке или что его юность прошла в Мошонках», — считает депутат.

Вдохновлённые депутатской инициативой, мы побывали в двух населенных пунктах.

   
   

Знает вся страна

Старинное село Мошонки Мещовского района находится в 74 километрах от Калуги и 39 км восточнее районного центра Мещовска. Проживают здесь более полторы сотни человек. Численность населения неуклонно сокращается (в 2002 г. — 183, в   2010 г. — 168 жителей).

Необычное название села уже давно привлекает к себе внимание. В 2018 году Мошонки вошли в тройку победителей рейтинга самых нелепых топонимов России.  Известный сервис путешествий составил рейтинг, где первый приз уехал в деревню Чуваки Пермского края.  Вторую строчку заняли калужские Мошонки. А годом позже жители страны выбирали уже самое весёлое название села в шестом туре всероссийского конкурса, который организовал известный интернет-портал путешествий. И 5, 5 тыс. человек проголосовали именно за Мошонки.

В 2017 году жители села накануне Нового года попросили депутатов Заксобрания поменять название села. По словам сельчан, написавших письмо, над ними смеётся вся область, и им стыдно произносить название своего населённого пункта даже в больнице. «Мы, жители села Мошонки Мещовского района, просим вас сделать нам подарок к Новому, 2017 году и рассмотреть возможность возвращения исторического названия нашему населённому пункту, чтобы хоть один Новый год встретить по-человечески», — говорится в письме депутатам. 

Мешок для денег

Минуло шесть лет, сменился целый состав депутатского корпуса, а село всё так же носит свое историческое название. Правда, не все жители села краснеют за свой топоним. Так, в соцсетях есть сообщество «Моё любимое село Мошонки». В закрытой группе 38 подписчиков, но своё село, судя по всему, они и впрямь любят.

Местные жители уверены, что село изначально имело название Александровское (хотя по историческим источникам, Александровка). В древности именно этого топонима лично мы не уверены. Вблизи села сохранились славянские курганы, а местная достопримечательность — церковь святого благоверного князя Александра Невского — находится и вовсе на старинном городище, где с ХV века стояла более ранняя деревянная церковь.   

Храм святого князя Александра Невского в селе Мошонки. Фото: АиФ-Калуга/ Виктор Комиссаров

В XVIII веке село принадлежало князьям Урусовым.  Помещик Александр Алексеевич Урусов построил в 1755 году здесь величественный каменный храм во имя святого князя Александра Невского в форме ротонды.  Столетиями в селе проводились ярмарки – четыре раза в год по великим церковным праздникам. По воскресеньям в Мошонках открывался базар.

Принято считать, что современное название села отражает его богатую историю и происходит от слова «мошна» — мешок для хранения денег, что указывало на наличие в прошлом в селе немалого количества богатых и зажиточных селян. Вот и получается, что название своё оно получило вовсе не от того неблагозвучного слова, который имел в виду вице-спикер Госдумы Владислав Даванков, попутно выражая сочувствие тем, чья юность прошла в Мошонках.

Любит старинное название своего села и местный житель Михаил. Его мы застали у сельского магазина, где местный кустарь-цирюльник, несмотря на холодную погоду, на открытом воздухе укорачивал кудри своего клиента.  «Я местный. Здесь и родился, и жизнь прожил. Не надо ничего менять. Пусть остается так, как есть. Как говорится, где родился там и пригодился. Если сменят название села, так ведь паспорт придётся менять, права менять, да всё. Разве наездишься? Да нет, не буду я никакой паспорт менять. Пусть сажают в тюрьму», — считает Михаил.

Среди мужской части Мошонок это мнение преобладающее.

Сельский магазин в селе Мошонки. Фото: АиФ-Калуга/ Виктор Комиссаров

 

Пройдя по селу из конца в конец, мы поняли, почему часть жителей всё же выступает за переименование. В Мошонках три улицы: Старая, Новая и Молодёжная. Правда, с последними, то есть с молодёжью, в селе туговато. Кроме сельского магазина, нет никакого досуга. Баннер и активность наблюдаются только на территории, примыкающей к восстанавливаемому храму. В 1937 году его закрыли и обезглавили, всю церковную утварь разворовали и устроили в нём зернохранилище. В 70-е годы склад ликвидировали, а храм продолжал разрушаться.  Уникальная 40-метровая колокольня рухнула в ночь с 5 на 6 октября 1985 года.  Желание части жителей сменить старинное название села чудесным образом совпало с началом восстановления храма. Именно местная община является самой активной частью переименования села в Александровское, надеясь, что смена названия привлечёт большое количество паломников.

Кадка для теста или мудрая старушка?

Выезжаем из Мошонок через трассу Мещовск—Козельск и отправляемся в Дешовки. Вот и Козельск — город воинской славы России, легендарный «Злой город» русских летописей. Про него говорят: «Мал городок, а Москвы старше на годок». Сразу за ним, через овраг, Дешовки. Говорят, что деревня старше самого Козельска, о ней наслышаны далеко за пределами Калужской области.

Дешовки стабильно входят едва ли не в десятку самых необычных названий, встречающихся на карте России. Кто только не иронизировал по поводу столь странного названия поселенья!

Дервеню Дешовки знают в России по народном хору. Фото: АиФ-Калуга/ Виктор Комиссаров

Кстати, точно такой же топоним, правда, пишущийся через букву «ё» — Дешёвки — носит деревня в Ржевском районе Тверской области.

Откуда такое название носит деревня, теперь доподлинно и не узнать, нет письменных источников. Сохранились лишь легенды, предания да воспоминания старожилов.  Одна из них гласит, что здесь изготавливали кадки, которые в народе называли «дежа».  В ней замешивали тесто для выпечки хлеба, отличавшегося необыкновенным вкусом.

Другая версия исходит из предания, что в живописном селении на крутом берегу Жиздры, в курной избушке, жила мудрая старушка по прозванию Деша. Она прожила много лет и оставила многочисленное потомство, состоявшее в основном из женщин. У каждой её дочери, естественно, было своё имя, но переселенцы и местные жители их всех уважительно называли по имени родоначальницы — дешовки. «С той поры и укоренилось название небольшого в ту пору поселения, а прежнее название Холенка, где обосновался многочисленный род прародительницы Деши, стало утрачиваться, хотя и дошло до наших дней в названии оврага», — рассказывает краевед, член Союза журналистов России, уроженец деревни Дешовки Иван Иванин. Он же высказал возмущение популярной версией, порочащей женщин родной деревни, будто бы пошедших в услужение к татаро-монгольской орде хана Батыя, семь недель штурмовавшего древнерусский Козельск.

«Такого не было и не могло быть. До нашествия татар деревня уже имела свое историческое название Дешовки. Возможно, название объясняется и вовсе просто. Это есть не что иное, как притяжательное прилагательное, которое мотивируется или личным именем человека, или его фамилией. Подобные антропонимы — имена людей — зафиксированы в «Ономастиконе» академика и историка Степана Веселовского. Из документов XV-XVII вв. известны крестьяне и холопы с прозвищем Дешовка, Дешёвка и Дешовый», — считает краевед.

Первым, кого мы встретили в деревне, оказалась жительница Светлана, бывший учитель, а ныне методист Дешовского Дома культуры. В 2021 году здание был отремонтирован в рамках нацпроекта «Культура». В нём работают разнообразные кружки — хоровой, танцевальный, сольного пения. Есть клубы по интересам: для ветеранов труда, литературное кафе для любителей поэзии, клуб садоводов-огородников «Мы любим землю».

«Считаем, что есть множество версий происхождения названия нашего населённого пункта, но мы сами главенствующим считаем ту, что название нашей деревни от слова «дежа» — кадка, в которой замешивали тесто для выпечки хлеба, — говорит она. — Переименовывать? Зачем?  Это неправильно. Куда денется слава наша Дешовского народного хора? Режет, конечно, слух с непривычки, но как поменять свою историю?»

Группа женщин-односельчан на лавочке в ожидании пенсии считает, что всё должно оставаться как есть: «И так историю России перекрутили. Как наши деды называли, пусть так и будет. Дешовки пусть ими и остаются. Люди должны знать историю места, где они родились. А депутаты, они не знают чем заняться. Пусть лучше крышу в нашем доме сделают, какой год течёт. Ни магазина у нас нет, ни аптеки, ничего, одни палатки, где всё втридорога. Почта работает два раза в неделю, а почтальона нет, присылают из Козельска. Вот ждём, когда почтальон приедет, чтобы пенсию нам принесли».

Жительницы деревни Дешовки против всяких переименований. Фото: АиФ-Калуга/ Виктор Комиссаров

Тамара Николаевна, проживающая на улице Специалистов, 1, и вовсе категорична. «60 лет живу в многоквартирном доме в деревне, ни одного ремонта. Управляющая компания в Козельске.  А раньше колхоз ремонтировал. Газовые трубы все некрашеные, гниют, никого допроситься не можем. В подъезде всё протекает, тоже всё гниет.  В доме нашем одни пенсионеры, а депутаты приезжают, только когда им нужно перед выборами. Даже за гвоздём или шурупом надо ехать в город. Население 1300 человек, и что, нельзя построить магазин? Никакого внимания к народу нет, а они названия хотят менять», — с горечью подводит итог жительница. 

Душа России

Дешовки — деревня певческая.  Отсюда прославленный народный хор, руководимый заслуженным деятелем культуры Ириной Фароновой. Таких самобытных хоров, сохранивших народные традиции русской песни, по всей России по пальцам можно пересчитать. Хор основан в 1931 году Владимиром Вагиным. Под его руководством он стал лауреатом всероссийских, всесоюзных, международных конкурсов. В 1961 году хору присвоили звание народного.

Дешовский народный хор. Фото: Газета "Козельск"

«В хоре нашем 16 человек, а раньше было 25, — рассказывает заслуженный деятель культуры РФ Ирина Фаронова.  — У нас сейчас не очень клеится с выступлениями. Удивляемся, что во всём районе не могут найти водителя на автобус, который закреплён за хором.  Говорят, зарплата низкая. Из-за этого мы не можем куда-то с хором поехать выступать, порадовать наших зрителей. Вот, 4 ноября в Козельске прошёл фестиваль-конкурс народной песни «Душа России», мы стали лауреатами, заняли первое место. А ведь за этим стоит большой труд.  Мы гордимся своей деревней, её названием.  Хотя бывают и казусные ситуации.  Мы уж привыкли. А раз приехали на гастроли, чуть отошли от автобуса, а руководитель нам вслед кричит: «Дешовки, куда пошли?» Все оборачиваются нам вслед. А кто-то с укоризной сказал: «Зачем вы таких красивых и видных женщин такими словами называете?» Люди же не знают, что мы из этих самых Дешовок, когда слышат впервые название, понимают по-своему. Но хоть и ляпов, казусных ситуаций и непонимания хватает, куда мы без нашего хора, без нашей деревни? Да и все эти переименования больших денег стоят».

А что до споров вокруг замены неблагозвучных исторических названий наших сёл и деревень, то, может быть, лучше депутаты и местные власти направили бы свою энергию на строительство дорог и налаживание инфраструктуры в этих посёлках и деревнях, чтобы жить там было хорошо и вольготно. Тогда любое название, данное нашими предками, где они жили столетиями, будет выглядеть замечательно и не будет вызывать и негативных эмоций, и недоумения.

К слову, в Дешовках в прошлом году, попытались обустроить футбольное поле и сделать соответствующую инфраструктуру.

Футбольное поле в деревни Дешовки на замке. Фото: АиФ-Калуга/ Виктор Комиссаров

За его устройство проголосовали местные жители при выборе территорий для первоочередного благоустройства в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» и нацпроекта «Жильё и городская среда». Сделали небольшую пешеходную зону, установили три скамейки, крохотную площадку для занятий легкой атлетикой и даже уличное освещение, правда, состоящее из единственного фонаря. Больше всего средств затратили на металлический забор, чтобы всю эту красоту футбольного поля огородить, а потом закрыть на замок от своих же жителей.

Комментарии

Геннадий Скляр, депутат Госдумы от Калужской области:

«Про некрасивые названия наших сёл и об инициативе «Новых людей» переименовывать неблагозвучные названия, Мошонки, например. Считаю, что это не та проблема, которая нас сегодня должна волновать. Нужно оставить всё как есть, это наша история. Наши предшественники столетиями собирали такую большую страну, как Россия».

Игорь Болдин, археолог, кандидат исторических наук:

«Я категорически против идеи депутатов о переименованиях старинных деревень и сёл. С уважением надо относиться к нашему прошлому. Таже деревня Дешовки имеет свою уникальную историю. У нас в советское время был негативный опыт. Для людей Тверь и Калинин стали разными городами».