Будем живы? Смертность в Калужской области в два раза превысила рождаемость

За 11 месяцев в калужском регионе умерло почти 18 тыс человек, а родилось менее 8 тыс. © / Кирилл Романов / АиФ

На каждую тысячу жителей в Калужской области в прошлом году скончалось 20 человек. Связано ли это с продолжающейся пандемией и что ждёт регион в будущем, разбирался «АиФ-Калуга»

   
   

Нескорая «скорая»

За 11 месяцев 2021 года областные органы ЗАГС зарегистрировали 7954 рождений, умерло за этот же период 17867 человек. Естественная убыль составила 9913 жителей — фактически исчезло население небольшого города. И этот показатель растёт в регионе уже несколько лет. 

На 1 января 2021 года в области проживало 1000604 человека, тогда как ещё в январе 2019-го цифра держалась на уровне 1009380. За год население региона поредело ещё сильнее. С сокращением производств и локдауном большому количеству мигрантов пришлось отправиться к себе на Родину.

Добавил ложку дёгтя и  COVID. С начала пандемии в регионе умерло 1252 человека из 66306, у кого подтвердился диагноз.

Помимо коронавируса, по информации Росстата, среди причин летальных исходов по-прежнему высокие позиции занимают злокачественные новообразования, сахарный диабет, болезни эндокринной системы, сердца и инсульты.

На отрицательную динамику влияет и невозможность жителями получить экстренную помощь. В 2021 году «скорую» в Калужском регионе назвали самой медленной в стране. Время ожидания врачей могло доходить до девяти часов.

Губернатор Калужской области Владислав Шапша на итоговой пресс-конференции рассказал о том, что работу неотложки будут улучшать. Получен новый транспорт, сформированы бригады, начал работу телемедицинский центр. Все эти меры, по мнению главы региона, позволят снять нагрузку с выездных бригад, а значит, помощь будет приходить быстрее.

   
   

«Мы уже смогли увеличить время доезда с 38% нормативных 20 минут до 82%», — подчеркнул он.

Рожать не хотят

О состоянии медицины как одном из главных факторов, влияющих на убыль населения, говорит  и доктор социологических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности КГУ им. К. Э. Циолковского Анна Казакова.

«Власти борются с пандемией. Но при этом другие болезни никуда не делись. Жители не имеют возможности вовремя получать плановую помощь из-за переквалификации отделений под COVID-пациентов и сокращения коечного фонда», — считает Казакова.

Кроме того, нагнетание ситуации, запугивание, по мнению специалиста, вполне могло привести к тому, что у людей стали сдавать нервы и обостряться все имеющиеся болезни. На фоне стрессов выросло и количество потребляемого алкоголя, что также повлияло на статистику.

Говоря о будущем, социолог рисует совсем не радужную картину.

«Поскольку у калужан практически нет накоплений, продолжающаяся ситуация с закручиванием гаек и затягиванием поясов может привести даже к голодным смертям», — говорит Казакова.

И всё это —на фоне невысокой рождаемости. Руководитель центра поддержки семьи, материнства и детства «Жизнь» Татьяна Похиленко ежедневно общается с женщинами, которые приходят в медицинские учреждения, чтобы прервать наступившую беременность.

«Они не уверены в завтрашнем дне, а страх и невозможность положиться на мужчину подталкивает их к непоправимым поступкам, — рассказала Похиленко. — Отсюда и небольшие цифры по рождаемости. Сейчас семьи не принято сохранять, кругом примеры свободных отношений, многочисленных браков. Детей считают бременем».

Повысить рождаемость в одночасье невозможно, но сделать задел на будущее вполне реально, уверена специалист. Для этого нужно проводить в школах тематические уроки о семье и ценности жизни, популяризировать долгие семейные отношения, приводить положительные примеры преодоления трудностей в общении между мужчиной и женщиной.

А власти региона тем временем рассчитывают остановить рост смертности с помощью вакцинации, диспансеризации, открытия центров телемедицины и новых отделений поликлиник и больниц.