18 автозаводов уже стоят. Повторит ли Калуга судьбу Детройта?

Курс на привлечение большого количества предприятий с участим иностранного капитала был взят Калужской областью ещё при экс-губернаторе Дмитрии Артамонове. К 2022 году количество предприятий-иностранцев в регионе достигло 300.

   
   

Однако в условиях беспрецедентного количества санкций в отношении России жители региона всё чаще высказывают опасения о превращении области в «российский Детройт». Так ли это? Как живёт область и работают ли еще отечественные фабрики и заводы? Об этом - в материале «АиФ-Калуга».

Пойдём на паперть?

К концу апреля в регионе остановилось производство на 18 предприятиях. Так или иначе каждое из них связано с выпуском автомашин. Поскольку все они работают с соблюдением Трудового Кодекса РФ, то сотрудникам (а это 7037 человек, из которых 78 % занято в промышленном секторе), оплачивают простой в размере 2/3 от привычной платы. Отметим, что оклады на большинстве этих предприятий превышали среднюю зарплату по региону.

«Многие, кого отправили в простой, ищут, как «скалымить». Я временно устроился на доставку в один из интернет-магазинов. Оформили меня, как самозанятого. А что делать? 2/3 зарплаты хватает только ипотеку заплатить. Ребята идут кто в курьеры, кто в доставку, кто в такси», — отмечает сотрудник одного из заводов Антон Сафронов.

Калужские таксисты уже жалуются, что из-за наплыва водителей возросло предложение, что привело к снижению тарифов, а соответственно и заработков в этой сфере.

В то же время, по словам заместителя губернатора Калужской области Владимира Попова, индекс промышленного производства за первый квартал 2022 года составил 109% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Положительная динамика наблюдается в производстве машин и оборудования — прирост в два раза, лекарственных средств (130%), бумажной продукции, электрических изделий и неминеральных металлических изделий (по 110%). Что касается автопроизводств, то разрабатывается пакет мер для их поддержки.

В правительстве Калужской области отмечают, что уровень средней статистической зарплаты по региону достиг 47800 рублей, что на 107,3% выше, чем в первом квартале 2021 года. Однако в реальности зарплаты большинства калужан едва превышают 30 тысяч рублей. При этом, даже в приостановленных компаниях все административные отделы продолжают работать. Как раз те, у кого зарплата превышает среднестатистическую.

   
   

«Производственники тоже выходят на один день в неделю. А вот офисы в полном составе. Их и возим», — говорит владелец одной из компаний-перевозчиков, которых автогиганты нанимают для доставки персонала.

Сами же калужане на новости о зарплате, приближающейся к 50 тысячам рублей, реагируют либо шутками про капусту и голубцы, либо задаются вопросами, где такую платят.

«Особенно у бюджетных работников… Зайдите в любой садик или школу и спросите про оклады, а потом загляните в магазин, посмотрите на цены, выросшие за год», — отмечает местная жительница Алла Степанова.

Мы новое построим

Основными сферами занятости в области по-прежнему остаются торговля, промышленность и работа в бюджетных организациях. За последнее десятилетие многие крупные региональные предприятия были обанкрочены.

В 2010 развалился легендарный «Кристалл», выпускавший спиртные напитки и соусы. В 2013 прекратилось производство на Калужском мясокомбинате. Возглавлявший Совет директоров Юрий Калоев был обвинен в преднамеренном банкротстве и хищении 740 миллионов рублей у Сбербанка. Он скрылся за границей. Новый собственник - группа компаний «Копченов» - заявляла о том, что здесь будет пищевой кластер, но пока о его реальной деятельности ничего не слышно.

В 2016 начались проблемы у производителя таких нужных сегодня средств гигиены «Гигиена-Сервис». Владельца, бывшего депутата регионального парламента Александра Бушина подозревали в хищениях. Средства гигиены под названием «Натали» компания выпускала в городе Кондрово с 1994 года. Но компания была обанкрочена.

Впрочем, на смену старым «гигантам» постепенно приходят и новые производства. Так, в области развиваются 12 индустриальных парков. По данным инвестиционного портала региона, с 2006 года было открыто около 119 новых предприятий, дающих суммарно более 30 тысяч рабочих мест.

Так, в областном центре, не смотря на санкции против страны, расширять производство планирует ООО «Мануфактуры Bosco». Нового инвестора нашли и для Калужского цементного завода, который начали строить более 10 лет назад. Незаконченный проект выкупило предприятие Akkerman Cement. По данным издания «Коммерсантъ», для запуска предприятия в Думиничском районе потребуется вложить около 30 миллиардов рублей.

Не катастрофа

На 2022 год в сфере промышленного сектора в регионе работало 89 предприятий с иностранным капиталом. В перечень системообразующих организаций российской экономики на сегодня входят 30 калужских организаций, которым доступны льготные займы. Создан портал Импортозамещение40, на котором можно найти информацию о товарах и услугах местных производителей, а также их коллег из других регионов. Пока экономические прогнозы правительства области куда более оптимистичны, чем ожидания граждан.

Но пояса затянуть придётся многим. Так считает и уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калужской области Андрей Колпаков.

«Меньше двух десятков заводов находятся в простое. А остальные-то работают и платят зарплату. Эти несколько предприятий - это неприятности. Да, там были налоги, занятость. Но это не катастрофа и её не предвидится. С учётом того, что экономика региона все эти годы росла, потеря пары десятков производств откатит нас к ситуации 2020 года. Потребуется время на восстановление», — подчёркивает Колпаков.

По его словам, приоритетной является задача по трудоустройству высвободившихся людей. Если они, к примеру, привыкли получать по 60 тысяч рублей, то, получая по 40, они всё равно смогут содержать семью. А оставаясь без работы, многие из них столкнутся ещё и с психологическими проблемами.

Сотрудники автозаводов переживают, что могут начаться массовые сокращения, рассказывает председатель межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Дмитрий Трудовой. Однако, подобных заявлений пока ни от кого из автопроизводителей не поступало.

«Смысла увольняться нет. Устраиваются на подработки. Кроме того, Минтруд предлагает временную работу при условии предоставления справки о том, что работник находится на временном простое. Ну получают они 40-45 тысяч, а кто хочет, тот подрабатывает. Кто-то переживает, кто-то радуется, что отдыхает», — отмечает Дмитрий Трудовой.

Производство машин, по его мнению, может быть налажено в короткие сроки при помощи поставщиков из Китая. Однако руководство автогигантов может не рассматривать этот способ решения проблем, чтобы не сокращать производства аналогичных деталей в Европе и не лишать работы уже их сотрудников.

Кроме автопроизводителей, масса предприятий в регионе зависит от импортных комплектующих в небольшой степени и со временем сможет наладить своё производство деталей и узлов, поставлявшихся ранее из-за рубежа.