Обрушение нефти спровоцировало ослабление отечественной валюты и рост доллара, что неизбежно приведёт к повышению цен. Готово ли к этому население и наступит ли очередной финансовый кризис, выяснял «АиФ-Калуга».
Без паники
После резкого обвала нефтяных котировок на международном рынке 9 марта доллар превысил отметку в 75 руб, евро — в 84 руб. На следующий день в ряде калужских банков, по данным сайта kaluga.bankiros.ru, они торговались по 80 и 90 руб.
Падение национальной валюты не отразилось на работе калужских банков. У касс не выстраиваются очереди на обмен, клиенты не спешат досрочно закрывать свои вклады, опасаясь за их сохранность. Так ответили в большинстве финансовых организаций.
«Спрос на обмен валюты не увеличился, в плане поведения клиентов ничего не изменилось. Всё в штатном режиме, ни ажиотажа, ни очередей нет», — прокомментировал управляющий калужским филиалом банка «Открытие» Георгий Юрданов.
Вместе с тем, руководитель регионального филиала брокерской компании «Финам» Сергей Лукьяненко отмечает троекратное увеличение денежных оборотов. Но до дефицита отечественных запасов, как, например, в столице, в Калуге не доходит.
«Здесь наложилось одно на другое. Сказались последствия коронавируса, которые выбивают определённые сектора экономики: авиатранспорт, туризм, event-бизнес», — объясняет Юрий Симачев, директор НИУ ВШЭ по экономической политике. — Если кризис не будет затяжным, то можно ожидать корректировки, отката назад, как это было после 2014 года, когда всё ограничилось девальвацией и отрегулировалось.
В калужском отделении Банка России дают лишь официальный ответ без дополнительных разъяснений. Организация заявила о готовности использовать необходимые меры для продолжения нормальной работы рынка.
Экономика и цены
В социальных сетях региона стали появляться фото пустующих стеллажей продуктовых магазинов. Как правило, это коснулось полок с крупами, сахаром, солью. Однако повышенный спрос в одном магазине, никак не повлиял на ассортимент в соседнем.
Падение доллара, прежде всего, по словам экспертов, скажется на подорожании импортной продукции. Это касается товаров длительного пользования: различной техники и автомобилей.
В одном из сетевых магазинов бытовой электроники в Калуге уже 10 марта на 20-30% выросли цены на комплектующие для компьютеров, и исчезли акции на крупную бытовую технику. Потребительский спрос на эту группу товаров увеличился в некоторых торговых точках в два раза, особенно это ощущалось в минувшие выходные — 14 и 15 марта.
Интерес калужан к покупке автомобилей пока остаётся на прежнем уровне. Как сообщили в дилерском центре Hyundai, стоимость машин не поднималась. Однако не исключается вероятность изменения в ценовой политике завода-производителя. Вместе с тем, уже восемь дилерских центров по России подняли цены на товар, среди них автомобильные марки Nissan, BMW, Mercedes, Jaguar и др.
Иностранные машиностроительные предприятия — экономикообразующие в регионе, говорит кандидат экономических наук Ольга Костина. Они приносят основной доход в областной бюджет с налога на прибыль. Поскольку многие из них ведут взаиморасчёты с автомобильными концернами в валюте, для нас это невыгодно, объясняет специалист. Рост доллара напрямую отражается на выручке иностранных заводов, и более того, может привести к их убыткам. Из-за этого экономика региона может иметь существенные проблемы.
Отечественным предприятиям, по словам Ольги Костиной, ничего не грозит, так как своих финансовых ресурсов у них давно нет, и все они работают в основном по госзаказу.
Местные экономисты сходятся в одном, говорить о наступлении финансового кризиса преждевременно. Так как деньги в стране есть, и государство располагает инструментарием, чтобы сдерживать последствия финансовой нестабильности. По мнению Юрия Симачёва, когда начинается кризис, самая рискованная и неудачная стратегия — пытаться перекладывать сбережения из одной валюты в другую.
Смотрите также:
- После метели в Калуге вывезено почти 300 кубометров снега →
- Можно ли заразиться коронавирусом через посылки из Китая? →
- Доллар в Калуге продавали по цене евро — телеграм-канал →