Недоставленная посылка. Как доставляют контрабанду в калужские тюрьмы

Содержимое контрабанды, как правило, не сильно отличается, а в способах доставки посыльные применяют недюжинную смекалку. © / УФСИН по Калужской области

Напильник в батоне — уже стереотип забытого прошлого. Типичный незаконный переброс в наши дни — сим-карта в шлёпках и квадрокоптер с наркотиками и телефонами. «АиФ-Калуга» расскажет о тюремной контрабанде и способах незаконной «почты». 

   
   

Зона доступа

Два подельника осуждённых колонии №5 проявили небывалую смекалку. Они решили отказаться от традиционных рогаток и воспользоваться современным техническим средством. Приобрели дрон, привязали к нему телефон и свёрток с наркотиками, и запустили в воздушное пространство режимного объекта. Оперативники вовремя заметили низколетящий летательный аппарат с подвешенным к нему грузом, а мужчин с пультом управления дроном задержали. 

Посыльные идут в ногу со временем и осваивают новые технологии транспортировки. Фото: УФСИН по Калужской области/ УФСИН по Калужской области

Эта попытка 2017 года так и осталась единственной. Больше никто не рискнул доставлять осуждённым незаконные подарки с помощью квадрокоптеров. Но фантазия нарушителей развивалась и порой удивляла даже сотрудников колоний.

«Самая необычная контрабанда, на мой взгляд, оказалась в банках с краской, — вспоминает замначальника отдела режима и надзора УФСИН по Калужской области Николай Федотов. — Проводились ремонтные работы на территории учреждения, там находились два 20-литровых ведра. Они были одинаковые, но весили по-разному. Оказалось, что в одном было двойное дно, сверху была краска, ее слили, вскрыли вторую часть ведра. Там обнаружили 72 телефона и гарнитуру».  

Средства связи оказываются всегда в ТОПе запрещённых предметов. И это не только телефоны, но и комплектующие к ним — зарядные устройства, гарнитуры, сим-карты. В марте этого года еще один ухищрённый нарушитель пытался перебросить через забор ИК №4 сразу 36 сотовых телефонов, спустя месяц через забор уже в колонию №3 полетел свёрток из 34 телефонов. Мужчин задержали в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий. 

Автотранспорт — второй по популярности канал доставки приятных подарков осуждённым. В машинах достаточное количество полостей. Позволяют и условия. В калужских колониях много производств, есть автосервисы, завозят сырьё и продовольствие. Так, в прошлом году в автомобиле Сitroen, который заезжал в промышленную зону учреждения было обнаружено 40 мобильных телефонов, 47 зарядных устройств, флеш и сим-карты.

   
   

По старинке небольшие запрещённые предметы прячут в посылках и передачках. Там особо не разгуляться, объём маленький — не более 20 кг, да и досмотр очень серьёзный.

Были случаи, когда наркотики прятали в одноразовых бритвенных станках под лезвием. Несколько лет назад злоумышленники умудрялись телефоны закатывать вместо консервов.  

Сахар мешают с дрожжами — это незаменимый ингредиент для самодельного алкоголя на зоне, сим-карты прячут в тапочки, хлеб и другие продукты. В таких случаях надежда на оперативную информацию или внимательного сотрудника, который будет осматривать посылку. И если у проверяющего закрались какие-то сомнения, всё непременно пересыпается, разрезается или выдавливается. 

Как потенциального переносчика запретного подарка досматривают и каждого пришедшего на свидание к осуждённому. Тщательнее всего проверяют швы. Но бывают и самые циничные случаи, отмечают оперативники, когда запрещённые предметы вшивают в одежду детям. 

Преступления и наказания

Только в этом полугодии из посылок и писем изъяли 7100 рублей, пресекли передачу 3,5 литров алкоголя в пластмассовых бутылках и 169 телефонов. С начала года за контрабандой различными способами поймали шесть человек.

«В таких случаях всегда составляются протоколы об административном правонарушении. Если нужно установить личность, вызываем полицию. Далее дела направляются в суды — налагается штраф от 3 до 5 тысяч рублей. И это если обычный человек, а не должностное лицо», — уточнила начальник пресс-службы УФСИН по Калужской области Ирина Бегунова.  

Наркометателю так легко уже не отделаться. Вещество отправляют на экспертизу, а по результатам лабораторных исследований возбуждается уголовное дело.  

В статистике есть и коррумпированные сотрудники калужских тюрем — оперативные сотрудники или начальники отрядов. Последний не чистый на руку сотрудник попался на доставке предметов сотовой связи в 2019 году.