Они первыми идут и в огонь, и в дым. Их оружие — кислородные баллоны и огромные рукава с брандспойтами. Корреспондент «АиФ-Калуга» целый день провела в одной из пожарных частей и узнала, каково это — быть огнеборцем.
30 кг за плечами
В пожарной части №1 раздаётся сигнал вызова. В одной из близлежащих деревень Ферзиковского района горит частный дом. Пятничным вечером на дорогах пусто. В по-суровому некомфортной кабине немилосердно трясёт. По бокам то и дело толкаются и извиняются пожарные. Им приходится надевать кислородные баллоны и готовить оборудование на ходу, и лишний человек в машине «крадёт» место.
Тушат быстро. Спустя 10 минут зарево угасает, но всё окутывает пар и удушливый дым. Почти ничего не видно. Только слышно, как где-то на заднем фоне, не переставая, плачет хозяйка дома. От пожара она убежала. Но ничего спасти не успела. Женщина зовёт свою собаку.
Почти полтора часа пожарные растаскивают остатки строения. То тут, то там обнаруживают тлеющие очаги.
«Оставь их — и снова разгорятся. Рутинная работа. Но времени занимает больше, чем тушение открытого огня», — поясняет начальник караула Виталий Сосницкий.
Только убедившись в отсутствии таких скрытых источников опасности, пожарные собираются обратно в часть — скатывают негнущиеся, задубевшие на морозе рукава, проверяют багры, собирают лестницы и прочий инструмент. В это же время обнаруживается страшная находка — мёртвая собака. Угоревшее животное жалко даже бывалым огнеборцам.
И учиться, и тушить
Пожарные смертельно устали, но передышки не предвидится. Надо почистить экипировку, промыть и развесить для просушки рукава, привести в порядок машину и технику.
Утро начинается с построения, осмотра внешнего вида, заполнения документов и передачи смены. Проверяется всё — от давления в шинах спецмашин до работоспособности лампочек в помещениях. Мелочей нет. Процесс прерывается только сообщением о вызове.
На то, чтобы одеться и выехать, даётся не больше минуты. Пожарные умудряются запрыгнуть в «боёвку» — тяжёлые брюки и куртка — за 20 секунд и бегут к уже выезжающей машине. Краги, подшлемники и прочие мелочи проверяются на ходу. И вот мы уже снова в пути. Время прибытия на место составляет около 10 минут. Но многое зависит от трафика на городских дорогах. Узкие улочки, засилье машин и откровенно долго соображающие водители тормозят приезд огнеборцев на пожар. «Мигалки» тоже не всегда помогают. Приходится порой и в заторах постоять.
К счастью, сложные пожары случаются не часто — примерно раз в пять лет. Один такой произошёл в прошлом году — горел бывший хладокомбинат. К зданию были стянуты пожарные силы со всего города — около 100 человек. Почти трое суток огнеборцы гасили очаги и разгребали завалы.
«Времени не было не только на отдых — даже поесть не успевали, — вспоминают участники тех событий. — Горожане привозили нам еду и воду».
Если нет вызова на пожар, рядовой день проходит строго по расписанию. Занятия — как теоретические, так и практические, перерыв на обед, уборка помещений, мытьё машины и инструмента.
Кроме того, пожарные постоянно работают над повышением личной квалификации. Этот процесс непрерывен на протяжении года. Между вызовами занимаются и физической подготовкой, и теорией, даже в части пишут конспекты, а не как многие думают — приехали и легли. Потом ещё экзамены сдают как в институте.
А вы что без воды?
Действия пожарных не всегда понятны простым обывателям. Например, устойчив миф о том, что огнеборцы могут прибыть на вызов с пустой автоцистерной. Естественно, такое невозможно, но почему возникают подобные домыслы.
Тут надо понимать, что объём пожарной автоцистерны, например, пять тонн. На тушение огня вода подается под давлением. При этом расход воды на один ствол в секунду - 3,5 литра, то есть 20 литров в минуту. А если дом горит открытым пламенем, то такой напор не поможет. Вода просто не долетит до огня — испарится. Соответственно нужен рукав больше, но тогда и расход воды будет выше: 7-8 литров в секунду или 500 в минуту. Таким образом пятитонная цистерна кончится меньше, чем за 10 минут.
«Люди говорят, пожарные приезжают пустые — без воды. А у нас есть всего пять минут, пока не опустела цистерна, чтобы подключиться к городским гидрантам. Не успели — тушить нечем будет. Но пока такого не случалось», — говорит начальник части Павел Торопков.
После подключения машины к гидрантам она используется как перекачивающая станция. И пока пожарные борются с огнём, водитель контролирует работу техники. Ведь чем раньше он сработает, тем быстрее по рукавам пойдёт спасительная вода. На пожаре нет бесполезных людей.
Но, несмотря на трудности службы, текучки кадров в пожарной охране практически нет. И даже выйдя на пенсию, которая наступает у пожарных в 45 лет, многие не могут отказаться от работы— и либо возвращаются в качестве вольнонаёмных сотрудников, либо ищут место со схожими условиями. Ведь спасать людей — это призвание.