Есть в Калуге организация, которая не только помогает нашим военнослужащим. Курс тактической медицины, который инструкторы преподают всем желающим, предназначен в том числе и для не связанных по профессии с медициной людей, просто желающих знать, что делать, если при них человек находится в смертельной опасности из-за серьёзной травмы. Корреспондент «АиФ-Калуга» попробовал сам научиться основам тактической медицины.
«Ты умер. Ты спасся»
Рука немеет. Белеют пальцы – значит, жгут затянут правильно. Если затянут с ошибками – за 16 секунд артериальное кровотечение приведёт к бессознательному состоянию. Ещё минута – и уже возможна смерть от кровопотери. Главный инструктор по тактической медицине и соучредитель АНО «Содружество патриотов Отечества» Вадим Лавриченко знает о таких случаях всё. А о том, как их избежать, – немного больше.
Вадим Лавриченко возглавляет направление тактической медицины и несколько других важных проектов некоммерческой организации. Важны эти проекты потому, что приходят запросы от подразделений из зоны СВО, с линии боевого соприкосновения.
«Мы начинали с тактических носилок, с федерального волонтёрского движения «Золотые руки ангела», – рассказывает Вадим Лавриченко. – По этому проекту работа не останавливается. Сейчас у нас много и других направлений. И одно из важных, даже необходимых – это подготовка по тактической медицине».
Курсанты выстроились двумя шеренгами. Кому-то на вид едва исполнилось восемнадцать, а кто-то уже седой – парни и девушки, мужчины и женщины. Каждому инструктор выдает жгут, а потом обучает правильно им пользоваться. Это не просто, но к каждому подойдут, укажут на ошибки, помогут затянуть так, чтобы этот жгут не дал истечь кровью. И спас жизнь.
Работают в парах. Инструктор очередной раз указывает на ошибки в затягивании жгута, и каждый курсант иногда посмеивается: «Я умер!» Но в голове мелькает: «А ведь если бы…» И всё чаще от инструкторов звучит одобрительное: «Всё правильно!»
«Войну мы выиграли ранеными»
Организация в сфере тактической медицины работает по двум направлениям: обучает гражданское население и инструктирует военнослужащих.
Главная задача обучения – подготовить как можно больше технически грамотных людей, способных оказывать догоспитальную помощь, и спасти как можно больше людей.
«Обучаем работе в красной, жёлтой и зелёной зоне – как стабилизировать раненого, не только спасти ему жизнь, но и сохранить боеспособность, не допустить потерь из-за неподготовленности – из-за того, что кто-то жгутом не умеет пользоваться, кто-то наложил жгут на большее время, чем он должен быть наложен, и человеку грозит ампутация. Маршал Рокоссовский сказал: «Войну мы выиграли ранеными». И эти слова увековечены на памятнике военным хирургам возле БСМП в Калуге», — говорит Вадим.
По направлению тактической медицины организация набрала уже 11-й поток обучающихся. В каждом потоке до 20 человек. Уже 40 кандидатов, которые готовы в будущем стать инструкторами. Каждый из них берёт на себя 1-2 четвёрки, то есть они способны от 120 до 260 человек обучать тактической медицине.
Занятия у курсантских групп ведутся таким образом, чтобы из них выбрать и подготовить инструкторский состав.
«Каждый инструктор – это не десятки спасённых, а сотни. Помимо базовой подготовки для населения и военнослужащих это и подготовка инструкторского состава. Они проходят базовый курс, потом ещё раз его с курсантами как помощники, потом у них выездные мероприятия. Параллельно изучают теорию, практику, ездят учиться в другие школы тактической медицины, и потом уже ездим на экзаменацию к основателю направления – военному хирургу Юрию Евичу, чтобы подтвердить квалификацию и получить инструкторский сертификат. Каждые несколько месяцев проходим переаттестацию для подтверждения квалификации», – рассказывает главный инструктор.
Помочь своим
Узнать о занятиях можно, присоединившись к чату организации по QR-коду.
«Восемь лет соседи готовились к конфликту с нами очень серьёзно. И готовили их не балбесы, а серьёзные инструкторы. И продолжают готовить. Когда мы спасаем людей с опытом, обстрелянных, они возвращаются в строй и тащат за собой всех остальных, – продолжает главный инструктор. – Если бы к нам пришёл крупный спонсор, чтобы мы могли всё купить, мы бы в разы увеличили эффективность. Но мы двигаемся из тех возможностей, которые у нас есть. Полгода назад, когда была мобилизация, подготовить за день-два к тактической медицине было нереально – просто не было такого количества инструкторов. Теперь такие возможности появляются, ребята готовятся к экзаменам. Есть инструкторы, есть уже прописанные сметы – не хватает средств. Поэтому мы призываем системно поддерживать нас и наши проекты».
Во сколько можно оценить навыки спасения своей и чужой жизни? Во сколько можно оценить внимание инструктора, который покажет ещё раз, ещё десять раз, но добьётся, чтобы каждый курсант мог спасти свою и чужую жизнь? Это бесценно. Но чем больше людей придут на курсы, чем больше пожертвований придёт на изготовление тактических носилок, на приобретение медицинского оборудования, на обучение инструкторов – тем больше жизней можно будет спасти.