«Скука — лишь симптом». Психолог рассказал о типичных проблемах учащихся

Перерывы во время уроков помогают младшим школьникам лучше учиться и меньше уставать. © / pixabay.com

Наладить взаимоотношения со школьником родителям бывает сложно. Как не упустить важное время становления личности и превратить минусы характера в плюсы, рассказал детский психолог Глеб Ткаченко.

   
   

Время перехода

Антонина Кондратенко, «АиФ-Калуга»: Сейчас детей ещё до школы отправляют на подготовительные курсы. Как вы относитесь к тому, что образование для ребёнка начинается так рано?

Глеб Ткаченко: Обучение до школы часто создаёт проблему. Ребёнок, приходя в 1 класс, испытывает интерес ко всему новому. Это подпитывает желание к обучению. Если же он приходит и уже знаком с программой, то велика вероятность, что ему станет скучно. Значит, ребёнок будет занимать себя, отвлекая других детей. В таком случае, как мне кажется, не стоит не прекращать дополнительное обучение с началом первого класса.

Досье
Глеб Ткаченко родился в 1996 году в Людиново Калужской области. В 2018 году закончил бакалавриат КГУ им. К.Э. Циолковского по специальности «Психология». В 2020 году в институте социальных отношений прошёл магистратуру «Психолого-педагогическое образование». Победитель всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России - 2020».
— Есть дети, которые не ходили в детский сад. Они как-то отличаются от своих сверстников?

— И детский сад и школа социализируют и несут стресс одновременно. Даже если там хорошие воспитатели или учителя. Всё просто непривычно. Помощь старших в таких ситуациях неоценима! Ребёнку приходится подстраиваться, запоминать правила, нормы поведения, иерархию, субординацию и, конечно, чем раньше он это поймет, тем лучше. Дети, не посещавшие сад, тоже знакомятся с правилами, но по-своему. Возможно, немного позже сверстников, но в развитии не отстают.

— А что же делать с гаджетами в начальной школе?

— Если ребёнок сидит на уроке в ожидании перемены, то чаще всего это проблема учителя. Его главная задача в том, чтобы заинтересовать каждого. Уроки должны быть построены  интересно. Тогда даже при наличии телефона в кармане дети не будут отвлекаться. Сидение с гаджетом во время урока — это всего лишь симптом.

   
   

— Если ученик начальных классов отвлекается, что посоветуете?

— Детям в начальной школе особо необходим контроль, но очень аккуратный и мягкий. Нужно ловить момент, где ребёнок теряет концентрацию, и стараться его заинтересовать. Не заставлять, а вовлекать. Это всегда даёт больший результат в учебном процессе.

Вопросы возраста

— С началом учёбы появляется соперничество. Сравнивают гаджеты, одежду и даже бутерброды. Как этого избежать?

— Если в семье ребёнка изначально настроили так, что дорогой телефон несёт некий статус, то с этим он и придёт в школьный коллектив. Нужно объяснять, что телефон — это просто средство, не роскошь и не та вещь, которая делает человека лучше или хуже. С самого раннего возраста нужно рассказывать, что главное — это человеческие качества. Значение имеет то, что ты говоришь, что ты делаешь.

— У школьников среднего звена увлечение онлайн-играми становится серьёзнее. Что делать, если это мешает учёбе?

— Запретить телефон или компьютер — значит убрать симптом, не решив основной проблемы. Если лишаете техники, сразу же ищите альтернативу. Возможно, после таких кардинальных действий отвлекаться ребёнок всё равно будет, но делать он будет это более болезненными и тяжёлыми для класса и учителя способами.

— Чем же можно заменить любимые игрушки в телефоне?

— Уход в игру или зависимость — это избегание чего-то. Внутренние переживания, болезненные мысли и ситуации. Если подросток зависает в игре, то нужно понимать, что он пытается справиться с чем-то происходящим в его жизни. Иногда родители решают действовать кардинально. Так поступать нельзя. Отняв механизм, который помогал ребёнку справляться, стать неформальным лидером, проявить инициативу, реализоваться, взрослые вызывают агрессию и стресс. Если у ребёнка есть зависимость от компьютера или телефона, то необходимо понять, от чего он пытается закрыться.

И детский сад, и школа социализируют, но в то же время несут стресс. Даже если там хорошие воспитатели или учителя. Всё просто непривычно.
— Как правильно помогать ребёнку с домашними заданиями?

— У взрослых есть произвольность психических процессов. Родитель может управлять своим вниманием в отличие от ребёнка. Именно поэтому в младших классах во время урока учитель устраивает физкультминутки и перерывы. Для родителей частые отвлечения выглядят, как безалаберность, хотя ребёнку это крайне необходимо. Давать время отдыха между заданиями необходимо, эта смена деятельности поможет в итоге лучше справляться с заданиями. Понятно, что уставшим с работы взрослым хочется поскорее освободиться от «обязаловки», связанной с выполнением домашней работы, но главное в этом случае подумать о ребёнке.

Принять и поддержать

— Травля одного из учеников. Почему это происходит?

— Недооценённые дети боятся отвержения группой, родными, старшими. Этого не произойдёт, если с детства его ценность обозначат. Некоторые находятся под влиянием лидера и выполняют все его приказы. Сюда же относится буллинг, утверждение за счёт унижения другого. Куча проблем появляется из-за страха быть отверженными, а источник идёт из дома. Попытка заслужить любовь родителей продолжается в школе с попыткой получить одобрение сверстников, учителей, противоположного пола.

— Как сохранить детско-родительскую связь и оставаться друзьями со старшим школьником?

— Поможет постоянно общение с ребёнком. Дать совет общаться — неправильно. Когда попытаются делать это через силу, подросток чувствует неискренность. Совет здесь — попытаться проявить интерес, узнать подробнее о происходящем со школьником, не обесценивать то, что вам рассказывают, заботиться о его чувствах и состоянии не ради галочки. Единожды потерянное взаимодействие может восстанавливаться годами.

— Сейчас часто возникает проблема с тем, что дети проявляют полную апатию ко всему. Если школьник совсем ничего не хочет, то как его увлечь ?

— Редко такие вещи происходят внезапно. Это состояние не стоит путать с депрессией. Упадок сил, отсутствие интереса, апатия — при таких состояния помочь сможет только специалист. За подобными состояниями могут стоять родительские предписания. Самые опасные «не живи» и «не будь». Через слова, поступки и бездействие это считывается, и ребёнок слушается. Слова «Я отдам тебя милиционеру или в детский дом» или «Я потратила на тебя свои лучшие годы» даёт ребенку понимание, что он виноват в неудобствах и испорченных жизнях мамы или папы. В этом случае наступает полное безразличие и пропадает интерес. Отсутствие эмоций и желаний также указывают на какую-то потребность, а возможно, это просто форма манипуляции и способ, чтобы его заметили.

— Нужны ли дополнительные секции и кружки для школьника? Или это только лишняя нагрузка?

— Занятия, в том числе спортивные, — это дисциплина, достижение целей, ободрение и поддержка, вера в свои силы. Взрослые порой говорят, что, если бы их отвели в секцию, возможно, они занимались бы. Но родители вовремя не учли интересы, не прислушались, а ребёнок сам не смог понять, проявить инициативу. Задача взрослых — показать весь спектр возможностей, чтобы он смог выбрать.

— Новый учебный год наступил. Что вы посоветуете родителям школьников?

— Быть внимательным к ребёнку, в любой ситуации. Ни в коем случае не оскорблять, не унижать достоинство и не бить. Обзывая и поднимая руку, родитель расписывается в своём бессилии. Поддерживать дополнительное развитие на протяжении всего процесса взросления. Интересоваться его желаниями и прислушиваться к ним, искать компромиссы. Обязательно показывать ребёнку его ценность и значимость. Подумайте, что хотели бы услышать в тяжёлой ситуации вы сами, и слово в слово повторите это школьнику. Это будет важно не только для него, но и для вас. В семье таким образом сформируется крепкая взаимосвязь.