Повышение доступности и улучшение качества оказания медицинской помощи жителям — эти задачи должна выполнить реформа медицины в регионе.
Константин Баранов руководит региональным министерством здравоохранения сравнительно недавно. Оперирующий детский хирург и руководитель крупного медицинского центра, он оставил столицу ради того, чтобы жить и работать в Калуге. И вот, спустя два года после того, как он возглавил региональный минздрав, в области анонсируется реорганизация системы оказания медицинской помощи. Главные направления: организация многоуровневой лечебно-диагностической и профилактической работы в районах, усиление первичного звена и медико-санитарной помощи на селе, централизация службы скорой помощи, внедрение цифровых технологий в здравоохранении.
Цель: повышение качества
Виктор Петров, «АиФ-Калуга»: Константин Николаевич, с недавнего времени в соцсетях начали появляться комментарии, вроде «районную больницу закрывают, оказывать помощь не будут, будете умирать, чтобы получить помощь будете ехать за 40 километров». О чём вообще речь?
Константин Баранов, министр здравоохранения Калужской области: Не будет сокращен ни один медик и не будет закрыто ни одно лечебное учреждение, у нас таких планов нет. Речь идёт совсем о другом. Будет одна крупная центральная районная больница, где и будут сосредоточены и техническая база, лучшие специалисты, много отделений. Районные больницы так же и остаются, они будут выполнять свои функции. В первую очередь это оказание экстренной помощи, ведение амбулаторного приёма, профилактика заболеваний, стационарное и другие виды лечения. Нисколько не умаляю этой работы, но сами посудите, где лучше делать операцию: в маленькой районной больнице или в крупной ЦРБ, где хирурги на таких операциях специализируются и есть вся необходимая для этого база?
Отсюда и возникла идея пациентоориентированной медицины, поддержанной губернатором. На практике это означает, что наша главная цель — повышение качества и доступности медицинской помощи населению за счёт более эффективного перераспределения имеющихся ресурсов. Врачебная помощь населению нисколько не уменьшится. Она станет более дифференцированной, а, значит, эффективной.
Коечный фонд в районных больницах никуда не денется. Его можно перепрофилировать по потребностям в соответствии со стандартами. Сохранятся все должности медработников. А вот остальные должности, немедицинские, могут быть сокращены. Бухгалтерия, плановый отдел, IT-специалисты вполне могут обслуживать несколько районных больниц одновременно.
Конечно, этим не все довольны, а кого-то это просто пугает. Необходимо провести инвентаризацию, навести порядок в других сферах деятельности медицинских учреждений.
— Идея создания вместо четырех однотипных райбольниц одной крупной и трёх помельче понятна. Но как до этой одной крупной добраться?
— Это была идея губернатора, которую мы уже отработали на ЦРБ Сухиничи-Думиничи-Мещовск. Чтобы люди не добирались в соседний район самостоятельно, мы пустили специальный медицинский автобус. Люди на него записываются, едут в ЦРБ, затем им же возвращаются обратно. Получилось очень удобно. Теперь мы хотим распространить эту практику на всю область.
— Это касается только районов?
— В основном, да. В перспективе же — строительство современной большой многоэтажной поликлиники на Правом берегу. С реабилитационным отделением, собственным травмпунктом и дневным стационаром. Приблизительно такой же, как мы недавно открыли в Балабаново.
— Многие сейчас вспоминают советскую систему здравоохранения как некий идеал…
— А во многом так оно и есть. Медицина в СССР была самой лучшей в мире, я сам из неё. Благодаря этому российское здравоохранение и сейчас занимает лидирующие позиции по многим параметрам. К примеру, патронаж новорожденных в США — только для очень богатых людей, а у нас это обычная практика. Мы далеко опережаем многие, так называемые, развитые страны по количеству круглосуточных коек на душу населения.
Но тогда были совершенно другие технологии. И система здравоохранения исходила из тогдашних возможностей. Сейчас же медицина насыщена сложным электронным оборудованием, огромное развитие получила сфера информатизации, поэтому жизнь нас заставляет приспосабливать к этому и административную структуру.
Единая скорая
— Также губернатор недавно анонсировал и реорганизацию региональной службы скорой помощи.
— Давайте возьмём наш среднестатистический район. На дежурстве две-три бригады. В одни сутки — три-четыре вызова, а в другие — пять и больше. Если один из вызовов связан с транспортировкой больного в Калугу — машина вообще выбывает на 3—4 часа. А у нас стандарт прибытия по вызову экстренной помощи — 20 минут, неотложной — 2 часа. Он и в областном центре не всегда выдерживается — мало ли что может случиться по дороге.
Выход мы видим в централизации всей системы на основе последних достижений информатизации. На практике это будет означать одну центральную станцию скорой помощи, где на большом табло диспетчеры будут видеть местонахождение всех машин. Человек звонит, диспетчер направляет ту бригаду, которая находится ближе всего. В случае каких-то форс-мажоров всегда можно подстраховаться, направить ещё одну машину на помощь. У самих же медиков будут планшеты, через которые они могут запросить или передать на базу любую информацию.
Что касается Калуги, то сейчас в областном центре работает 25 бригад скорой помощи. В этом году планируем обновить парк техники на 10 машин. Будем ориентироваться на приобретение не обычных машин, а реанимобилей со всей необходимой техникой.
Сейчас хотим увеличить количество спецбригад, укомплектованных врачами — узкими специалистами. В областном центре необходимо как минимум одна реанимационная врачебная бригада, которая бы выезжала на самые тяжелые случаи — ДТП, падение с высоты, обширные ожоги и так далее. Также необходима специализированная врачебно-педиатрическая бригада для оказания неотложной помощи детям. В следующем году мы это сделаем.
Основная проблема — в кадрах. Колледж работает, медицинский факультет КГУ в этом году выпустил первых врачей, но всё равно специалистов нам пока не хватает. Так что, было бы побольше врачей, фельдшеров, а машины мы найдем.
И главное: всё это — во исполнение Указов Президента, согласно которым продолжительность жизни россиян к 2024 году должна увеличиться до 78 лет и к 2030 году — до 80 лет. Вот над этим мы и работаем.