Меньше бюрократии? Что изменит новый закон в жизни калужских учителей

Ковид «запер» учителей в классах. © / Романов Кирилл / АиФ

О необходимости изменить условия работы учителей на федеральном уровне заговорили ещё два года назад. В декабре 2020 года Минпросвещения России и Рособрнадзор направили во все регионы письмо с рекомендациями по снижению документационной нагрузки.

   
   

Сегодня появился соответствующий Закон. Что он даст калужским учителям?

Садись, пять

Молодой калужский учитель Елена К. тратит на работу ежедневно по 9–10 часов. На условиях анонимности, она согласилась рассказать, чем, помимо уроков ей приходится заниматься в школе.

«У меня в день шесть — семь уроков. На бумажную и электронную работу уходит около трёх часов. Кроме этого всевозможные планы, предложения по участию в различных школьных олимпиадах, — говорит учитель. — Годовой отчёт я делала два дня. Когда то его писали на бумаге, сейчас в электронном виде. Это немного облегчает работу, но всё равно сложно и долго. У меня шесть классов, я должна посчитать процент обученности, процент качества обучения. И так каждую четверть. Хорошо ещё, что у меня нет классного руководства».

При этом, по словам Елены, заработная плата у неё 22 тысячи руб­лей. По словам её коллег, за последние пять — шесть лет заработки простых учителей сильно упали.

Сейчас разрабатывают единые программы для всех школ и единое содержание всех учебников. Это должно снизить нагрузку на учителей.
Закон о снижении бюрократической нагрузки на педагогов принят, Минпросвещения РФ опубликовало перечень документов, которые учителя обязаны заполнять. Их всего пять: рабочая программа учебного предмета, курса, модуля; журнал учёта успеваемости; журнал внеурочной деятельности; план воспитательной работы (для классных руководителей); характеристика на обучающегося (по запросу). Планируется, что изменения вступят в силу первого сентября 2022 года.

Законодательно ограниченное количество документов, которые учителям будет необходимо готовить, конечно, это понизит уровень напряжённости, хотя, непонятно, почему именно педагоги, а не специализированные образовательные учреждения должны составлять все эти планы и считать проценты качества успеваемости? В Калужской области много лет тихо себе трудится целый государственный институт развития образования. Почему бы в недрах этого учреждения не рождались все эти бумажно-­электронные документы?

   
   

«Учитель составляет свои отчёты и планы с учётом особенностей работы школы, класса, учитывает образовательный стандарт и свои профессиональные наработки. Составление рабочих документов — тоже часть профессии, — ответил министр образования региона Александр Аникеев. — Тем не менее, сейчас обсуждается введение «золотого стандарта» образования, который предполагает создание единых образовательных программ и единого содержания школьных учебников. После его появления каждый педагог получит единый концепт преподавания».

Верните учительскую!

«Золотой стандарт» — вещь хорошая, да и звучит прекрасно, но когда его примут, неизвестно. А пока что, сегодня у учителей возникают другие проблемы, косвенно связанные с документами. Ковидные ограничения и введение электронных журналов привели к тому, что педагогам зачастую приходилось весь день сидеть в одном классе. Сегодня все ограничения сняты, но кто может с уверенностью сказать, что они не возобновятся? А кроме ковида есть ОРВИ, грипп и т. д. — причин запереть учителей в классах много. Эмоционально педагогу довольно сложно выдерживать такие условия ежедневно.

«Мы сейчас не встречаемся в учительской. Во время ковида всех развели по классам, ввели электронные журналы, и приходилось все эти семь часов сидеть в четырёх стенах. Я за два месяца работы даже не узнала весь коллектив школы», — делится наболевшим Елена.

При такой большой нагрузке понятно, что учителям жизненно необходимо как то сбрасывать напряжение, отдыхать. В региональном минобре это тоже понимают.

«Безусловно, если класс перешёл на дистанционное обучение, порядок работы меняется. В период распространения ОРВИ этот аспект нужно обязательно учитывать, — считает ведущий специалист министерства образования Калужской области Михаил Морозов. — Сейчас в школах, где идёт капитальный ремонт, будут открыты пространства детских инициатив: места сбора детей для разной креативной работы. Полагаю, что должны быть такие же места и для учителей. Их может создать администрация школы».