Чужие оценки. Почему «Моя школа» вызвала столько споров в Калуге

«Роль родителей» всё же пытаются определить. © / Официальная страница Владислава Шапши в соцсетях

Калуга в числе первых 15 регионов страны внедрила в трёх школах новую информационную систему. Чем недовольны родители и почему новый портал вызвал столько негатива со стороны пользователей, разбирался kaluga.aif.ru.

   
   

Цифра или бумага?

Кто, из тех, кому сегодня за 50, в школьные годы не подчищал отметки в дневнике? Менял тройку на пятёрку, единицу на четвёрку? Сегодня бумажные дневники и классные журналы потихоньку отправляются в школьные музеи, на их место приходят цифровые ресурсы. Для того, чтобы изменить оценку в электронном дневнике нужны фундаментальные знания программирования и талант хакера. И, судя по откликам родителей, среди нынешних учеников есть такие.

«Уже были случаи взлома паролей учителей и выставления оценок. Электронная система не защищена от хищения персональных данных, ответственность номинальна, по факту никто её не несёт. Как итог — в электронном журнале появляются чужие оценки!» — говорит калужанка Юлия Жмылевская.

Первый опыт отказа от бумажных дневников и журналов был получен ещё десять лет назад. С 2011 года в школах стали вводить информационную систему «Сетевой город. Образование». Тогда на разработчиков и руководителей учебных заведений вылился шквал критики. Оно и понятно, столь резкое изменение привычного всегда поначалу вызывает отторжение. С годами к той системе привыкли, её постепенно доработали, исправили ошибки.

Что же касается системы безопасности, то она, по словам её разработчиков, многоуровневая и «очень надёжная». Да и, будем честными, вряд ли какой ­нибудь хакер станет тратить месяц труда, чтобы исправить тройку на пятёрку в школьном дневнике.

Обучим всех!

Не успели родители привыкнуть к «Сетевому городу. Образование», как на их головы свалилась «Моя школа». По сути, это витрина данных для учителя, ученика и родителя с доступом к различным сервисам и образовательному контенту. Иными словами, региональные программы заменят на единый федеральный портал, который будет интегрирован с Госуслугами.

До конца года обкатывать новую систему будут в трёх школах. А с 1 января до 1 сентября 2023 года планируют внедрить её во всех учебных заведениях региона.

«Моя школа» появилась в Калуге после прошедшего в августе 2022 года в областном центре всероссйиского форума «Цифровая эволюция», куда приезжал министр цифрового развития РФ Максут Шадаев и представители Минпросвещения. На секции по цифровой трансформации образования обсуждали опыт работы системы «Сетевой город» в Калужской области. Именно там коллегиально пришли к выводу, что можно начать тестирование «Моей школы» с нашего региона.

   
   

«Наша задача — дать возможность всем гражданам страны пользоваться таким набором сервисов. И, конечно, предоставить доступ регионам к лучшей практике, лучшим решениям. Если область готова двигаться вперед, самостоятельно развивать свои технологии, при условии учёта всех требований и стандартов, которые есть, она получит такую возможность», — заявил тогда Максут Шадаев.

Регион в качестве пилотного стал одним из 15, где начали обкатывать систему. Пока процесс идёт только в трёх школах — № 13, № 25 и гимназии № 19. Это примерно 3000 учеников. Там систему будут тестировать до конца года. А с 1 января до 1 сентября 2023 года областное минобразования планирует внедрить её во всех школах региона.

«В настоящий момент проходит обучение педагогов. В нём заняты учителя всех трёх пилотных школ. Это примерно 150 человек. Участие в обучении принимают также сотрудники Калужского государственного института развития образования, компании «Астрал» и министерства цифрового развития Калужской области», — пояснил ведущий специалист министерства образования и науки региона Михаил Морозов.

Как же вас понять?

Конечно, учителям необходимо научиться пользоваться системой, но почему от этого процесса отстранили родителей? Как им понять, что к чему?

«Очень неудобный интерфейс! В «Сетевом городе» всё было ясно интуитивно. Сейчас не разберёшься, неделю не видно, непонятно, где смотреть статистику отметок и среднего балла, нет никаких руководств пользователя», — возмущается мама одного из учеников Анна Фульмес.

«Проблема таких программ в том, что они должны упрощать жизнь, а они, наоборот, её усложняют. Например, оплату питания и прохода в школу можно заказать за два дня, снять с питания сложно, по телефону поддержки не дозвонится. Сырая программа с кучей «но», — добавляет калужанка Виктория Ушакова.

Пока же в министерстве образования и науки родителям предлагают самим разбираться где, что посмотреть и куда «кликнуть».

«После завершения тестирования планируется создать «горячую линию» поддержки от сотрудников компании «Астрал». Пока замечания можно адресовать классному руководителю, который передаст их разработчикам и администрации школы», — заявили в региональном минобре.

Кстати, недовольство новой системой высказывают в подавляющем большинстве именно папы и мамы учеников. Это понятно, школьники более продвинуты в IT, а учителя молчат. Многие из тех, кто открыто высказывал своё мнение, уже трудятся в других сферах.