Время менеджеров не обошло стороной и сферу культуры. Руководителей разного звена мы научились готовить, а вот нужны ли сегодня профессиональные танцоры, музыканты, художники? Об этом, а также о невидимой многим «войне» за калужский колледж культуры и искусства, который 28 ноября отметит 75-летие, kaluga.aif.ru рассказал его директор Олег Латышев.
Зачем актёру химия?
Владимир Андреев, Kaluga.aif.ru: Олег Львович, сейчас многие вузы открывают отделения по профилю искусства и культуры. Зачем тогда средне-специальные учебные заведения, если можно сразу получить высшее образование?
Олег Латышев: Это сегодня очень чувствительная тема. Проблема в том, что при поступлении в обычный вуз на специальности в сфере искусства и культуры не нужно предварительное профильное образование. Выпускники школ могут просто идти и учиться в вуз «с нуля».
Министерство просвещения РФ не понимает нашей специфики. Вообще все неспециализированные вузы эти направления считают побочными, они почти всегда на задворках. Эффективны лишь учебные учреждения, относящиеся к минкульту. Мы работаем как раз под его «крышей».
Более того, мы подведомственны минкульту, а проверяет нашу деятельность минпросвещение по своим нормативам. Они приходят и проводят тесты по биологии, физике, химии. Я понимаю, что образование должно быть разноплановым, но есть же приоритеты! Зачем танцору или актёру кино знать процесс размножения беспозвоночных на уровне, скажем, студента какого нибудь биологического колледжа? А нормативы одинаковы, причём профильные предметы они вообще не проверяют. И получается потом, что у нас плохие результаты.
— А что мешает сделать колледж вузом?
— Это дорого. Была такая идея несколько лет назад, но бывшее руководство области посчитало, что дешевле открыть отделение в КГУ, чем реорганизовывать колледж в вуз. Но, посмотрите, в том же КГУ не выпускают танцоров, педагогов хореографии, у них в дипломах значится менеджер в определённой сфере, это, по сути, директоры клубов, руководители.
Не только девушки
— А кого готовите вы? Куда потом идут ваши выпускники?
— У нас около 70% выпускников поступают в профильные вузы. 20% идут работать в учреждения культуры Калужской области и 10% — свободные художники — мы не знаем, куда они уходят. Почти все наши направления требуют предварительной подготовки. Это могут быть художественные и музыкальные школы, хореографические и театральные студии.
Есть у нас маленький процент поступающих после 9 класса, который думает: а пойдём в «кулёк», лишь бы куда. Вылетают в первом полугодии. Когда я пришёл сюда, у нас конкурс был один к одному или даже недобор. Сейчас на некоторые направления шесть человек на место — это дизайн, актёр театра и кино. Кстати, у нас учатся ребята от Владивостока до Калининграда.
Мы отказались от обучения библиотечному делу, хотя изначально училище создали в первую очередь для подготовки библиотекарей. Теперь это направление появилось в КГУ. Туда ребята могут поступить после 11 класса. Зачем им после 9 го четыре года учиться у нас и потом поступать в вуз? Они теряют два года.
Мы хотели открыть направление туризм, но так и не набрали курс, потому что я понял, к нам пойдут люди, которые просто не способны учиться в 10-м классе. Хотя это направление очень перспективно.
— Раньше колледж в основным был женским. Ребят поступало очень мало. Сейчас ситуация та же?
— Нет, ребят в последнее время становится больше. Я застал период, когда по некоторым направлениям учились одни девочки. Например, хореография. Ансамбль «Ровесник» из одних девушек состоял. У художников и сейчас ещё мало ребят, а вот на хореографическое отделение пришло много мальчиков. На музыкальном направлении в основном ребята учатся.
— Что случилось? Зачем ребята идут в колледж?
— Что касается музыки, каждый год к нам поступает по несколько сформировавшихся групп, которые играют концерты по клубам, ресторанам и так далее. Им нужна профессиональная основа для развития. К тому же, уже несколько лет по новому законодательству на работу берут по диплому. Если у вас в дипломе слесарь-сантехник, то в ту же филармонию или клуб вас не примут.
Что касается художников, тут нонсенс. Вспомните хоть одну женщину-живописца с мировой известностью? И сейчас живопись — это мужчины. А учиться приходят в подавляющем большинстве девушки. Почему так? Не знаю. Но самые фанатичные студентки на отделении живописи. Они учатся с полнейшей самоотдачей. Фантастика просто! Я ухожу поздно вечером — смотрю: сидят в студиях, рисуют.
Бумага всё решила
— Вы пришли директором в колледж в 2011 году. Тогда «кулёк» тихо умирал. Сложно было его не только сохранить, но и поднять на былую высоту?
— У меня уже был опыт руководства, я руководил филиалом МГУКИ в Калуге. Когда пришёл в колледж, поначалу немного оторопел. Колледж не имел лицензии. Я понять не мог, как учебное заведение несколько лет работало без лицензии? Как они дипломы выдавали? Ведь даже имея аккредитацию, без лицензии колледж не имел право вести образовательную деятельность!
Я пришёл сюда в августе 2011-го, и уже к февралю мы получили лицензию. Это было достаточно сложно. Мы тогда располагались в другом помещении, нынешней синагоге. Там были большие проблемы с пожарными, с санэпидстанцией. Кошмар просто, но потихоньку всё исправили и стали юридически правильным колледжем.
— Столько трудностей, чтобы потом, в 2013 съехать из того здания…
— Возможно, обещание переехать и позволило тогда решить все эти проблемы. А переезжали мы практически за три дня, зимой, в жуткие морозы. Нас практически выгнала еврейская диаспора. Надо было срочно искать новое помещение. И вот я случайно увидел этот дом, практически в центре города. Он пустовал, раньше здесь находился гидромелиоративный техникум.
Здание к тому времени перешло из федерального в областное подчинение. Мы перебрались сюда в феврале, а в марте у нас началась война с региональным минобразования. Оно решило нас ликвидировать как колледж и сделать факультетом в КГУ. Мы должны были освободить это «козырное» здание и переехать в помещения соцфака в Турынино. Как я понимаю, шла борьба за кусок земли в центре города.
— Бодаться с министерством при том, что тогда вас не поддержал и региональный минкульт, практически бессмысленно. Тут явно без «сильной руки» не обошлось?
— Расскажу, как было дело. Я закусил удила и решил: колледж не отдам. Записался на приём к заместителю губернатора. Тогда им был Руслан Смоленский. Прихожу, а в кабинете уже сидят министры образования и культуры. Говорят, всё решено и здесь не о чем говорить. Наш колледж спасла Валентина Матвиенко. Буквально за несколько дней до той эпохальной встречи вышло распоряжение, подписанное председателем Совета Федерации в рамках подготовки к проведению Года культуры в России, и там прямым текстом говорилось о запрете перевода учебных заведений среднего профессионального образования в сфере культуры и искусства в непрофильные вузы.
Я показал эту бумагу коллегам. Колледж, наконец, оставили в покое. Живём до сих пор, развиваемся.