«Позвони мне, позвони…» Почему Калуга стала родной для Ирины Муравьёвой?

Ирина Муравьева у кинотеатра «Пионер». 1981 г. © / Кадр из фильма

8 февраля отмечает 75-летие актриса театра и кино Ирина Вадимовна Муравьёва. Ровно 42 года назад, в феврале 1982 года, состоялась премьера одного из любимых советских кинофильмов — двухсерийной музыкальной комедии «Карнавал». Это трогательная, а порой очень смешная история о том, как провинциалка Нина Соломатина пытается покорить столицу и выучиться на артистку. Кинолента режиссёра Татьяны Лиозновой завоевала сердца и собрала у экранов почти 30 миллионов зрителей. По голосованию читателей журнала «Советский экран» исполнительницу главной роли Ирину Муравьёву признали лучшей актрисой года.

   
   

На горках с одуванчиками

Значительную часть фильма снимали в Калуге. Несколько лет назад Ирина Муравьёва снова посетила старинный город на Оке. Актриса выступила перед калужанами в Концертном зале областной филармонии.

«Когда она вышла на сцену и запела: «Позвони мне, позвони!» — зрители взорвались восторженными аплодисментами, — рассказывает калужская журналистка Оксана Иванова. — И они не смолкали на протяжении двух часов. В нашем городе к актрисе относятся по-особому, ведь фильм «Карнавал» снимался в Калуге. Так что Муравьёва в каком-то смысле — почти калужанка. Неудивительно, что свою встречу она начала с комплимента: «Мне очень нравится ваш город. Я здесь много работала: снималась в двух фильмах и однажды играла антрепризный спектакль. Это замечательный, такой детский городочек — в хорошем смысле слова. Всё ясно, видно и внятно в этом городе. Моя мама больше всего любила «Карнавал». Сначала режиссёр Татьяна Михайловна Лиознова пригласила меня в фильм, который назывался «Мы, нижеподписавшиеся». Уличные сцены этой картины снимали здесь, в Калуге. После съёмок она подошла ко мне и рассказала, что у неё уже давно есть сценарий, который она очень любит и из которого разыгрывает со своими студентами сценки. «Я тебя нашла! — говорит она мне. — Будешь петь, танцевать и кататься на роликах». Я ответила: «Это то, что нужно!» Я танцевала, каталась на роликах. Пела, правда, не я, а Жанна Рождественская. Кататься на роликах я не умела. Падала по-настоящему. Ходила вся в синяках. Худо-бедно, но как-то научилась кататься. С танцами всё было намного проще: у меня есть способности. Для моего возраста ролей не так много, они есть только в классическом репертуаре. Он мне доступен, потому что я работаю в классическом театре. Но я никогда ни о чём не мечтала и не мечтаю. Я всегда надеюсь, что придёт что-то очень интересное. Вот сейчас будем репетировать «Женитьбу» Гоголя. У меня роль свахи. Приезжайте в Малый театр. Прямо так и говорите: «Мы из Калуги!» 

В 2020 году актриса Ирина Муравьёва снова побывала на местах съёмок фильма «Карнавал» в Калуге. Программа «Привет, Андрей!», посвящённая ей, вышла на телеканале «Россия 1».

Ирина Муравьева в 2020 году снова побывала в Калуге. Фото: Кадр из фильма

В одной из сцен передачи актриса рассказала о работе над фильмом. Для программы был подготовлен сюжет. В нём Ирина Муравьёва гуляет по калужским улицам и вспоминает о съёмках популярного советского кинофильма.

Репортаж начинался с прибытия на станцию Калуга II. Здание вокзала попало в фильм, но на нём тогда была табличка «Оханск» — провинциальный город, из которого по сценарию, уезжает в Москву главная героиня. Город Оханск действительно существует в Пермском крае на берегу Камы. Только железной дороги там не проходит, и вокзала нет, и от Москвы далеко. Поэтому Оханск снимали в Калуге.

«Я помню, как мы приехали. В Калуге такие откосы, холмы. Я говорю: «Что за город? Одни горки», — рассказывает Ирина Вадимовна.

   
   

Актриса вспоминала, что Калуга ей на всю жизнь запомнилась желтыми одуванчиковыми полянами. Их было полно вокруг. Ещё как на Каменном мосту снималась сцена с актёром Юрием Яковлевым, который играл отца главной героини Нины Соломатиной. «Мост я тоже помню, мы стояли с Юрием Васильевичем и наблюдали звёзды. Именно тогда он сказал мне знаменитую фразу: «Нигде и никогда, ни в одном городе мира звёзды, это мне уж точно поверь, не светят так ярко, как в городе детства».

Юрий Яковлев и Ирина Муравьева на Каменном мосту в Калуге. Фото: Кадр из фильма

Ирина Муравьёва прогулялась по улице Ленина вдоль Гостиных рядов, где она каталась на роликах. Побывала она и у знакомой водопроводной колонки на улице Смоленской. Из исторической колонки до сих пор идёт вода, артистка лично проверила. Андрей Малахов в передаче назвал ту колонку живым родником и рассказал, что к ней водят экскурсии и туристов. 

На съемках фильма «Карнавал» в Калуге. В кадре у колонки. Режиссер Татьяна Лиознова и актриса Ирина Муравьева. Фото: РИА Новости

Татьяна Лиознова этот эпизод фильма взяла из собственной биографии. У дома, где она когда-то жила в детстве, была такая же колонка. С подружками она тоже пила воду прямо на улице.

Кадр в берете

Татьяна Лиознова прочитала повесть Анны Родионовой о провинциальной девушке, которая приехала в Москву поступать в театральный вуз, но провалила экзамены… История Нины Соломатиной была очень похожа на жизнь самой Татьяны Михайловны. Она и послужила основой для сценария фильма.

Москвичка Лиознова мечтала стать режиссёром. После окончания ВГИКа её распределили на   киностудию «Мосфильм», но сразу же уволили «в связи с сокращением штатов». Несколько лет она не могла устроиться по специальности. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, Татьяна, как и героиня повести, подрабатывала уборщицей, шила костюмы и выполняла другую работу не по профессии.

«Карнавал» мне очень близок, — рассказывала журналистам Татьяна Лиознова. — Я снимала фильм о себе, о своей жизни, в которой мне приходилось прилагать дикие усилия, преодолевая нужду, безработицу, одиночество, многие трудности, которые молодые люди переносят и сейчас».

В ходе работы над сценарием Татьяна Михайловна добавила несколько автобиографических штрихов. Один из них — это больная мама Нины Соломатиной. На протяжении многих лет и Татьяна при первой же возможности старалась навестить больную мать или же позвонить ей. 

Как рассказала Татьяна Лиознова, её не смутило, что вчерашнюю школьницу сыграет 32-летняя актриса. Она убедила худсовет киностудии им. Горького, что главной героиней будет именно Муравьёва. За плечами у той уже был удачный опыт оскароносного фильма «Москва слезам не верит». Веснушки, два хвостика и яркий ободок или берет помогли Ирине Вадимовне вжиться в образ наивной провинциалки.

В «Карнавал» без кинопроб попали и Александр Абдулов (Никита, возлюбленный Нины), Юрий Яковлев (Михаил Соломатин, отец Нины), Клара Лучко (Жозефина Викторовна, жена Михаила Соломатина). С ними режиссёр уже работала на одной съёмочной площадке.

На яркую роль цыганки Кармы первой пробовалась Екатерина Жемчужная, её и утвердили. Роль сурового супруга Кармы отдали её настоящему мужу, Георгию Жемчужному.

Мечты сбываются

Финал фильма остался открытым. Нина становится знаменитой певицей, выступающей при полном зале. Непонятно, то ли она в очередной раз представляет себя той, кем ей не удалось стать, то ли действительно вернулась в Москву и стала знаменитой артисткой. Однако в одном из своих последних интервью режиссёр «Карнавала» раскрыла замысел: Лиознова сказала, что мечта Нины исполнилась. 

Кстати, специально для фильма сняли несколько сцен из несуществующего иностранного фильма «Смерть у моря». Афиши с кинофильмом разместили у бывшего у ДК «Строитель» и кинотеатра «Пионер» (ныне храм Рождества Богородицы на улице Ленина), мимо которого на роликах с трудом катится Нина Соломатникова. Попали в кадр и знаменитые олени, которые когда-то стояли в Никитском скверике.

В Калуге, во двориках на улице Кирова, сняли ещё одну московскую сцену встречи героини с цыганами. Калужане до сих пор вспоминают, как наблюдали из своих окон съёмки этого эпизода. С тех самых пор Ирина Муравьёва стала своей у всех советских цыган.

Цитировать фильм можно бесконечно:

— Ну что за город — ни одной незнакомой рожи. Даже бандиты, и те знакомые.

— Насобачилась людям жизнь портить.

— Я на работе. У меня личная пятилетка.

— Трусливая, а на вид плотная.

—  Я нагадаю — ты поверишь. А как же дальше жить?

—  Разошлись, так что ж теперь, морды бить друг другу?

— Да какая ж ты уродина-то? Я просто говорю, что круглая ты, в экран не поместишься.

—  Понарожали тут, чтоб без очереди.

—  Инфаркт был? Был. Гипертония есть? Есть. Мужа нет? Нет.

После выхода фильма на экран коллеги и друзья нередко подшучивали над актёром Александром Абдуловым. Подходили к нему и взволнованным голосом просили передать просьбу Муравьёвой срочно ей перезвонить. Абдулов пытался найти телефон Ирины и только потом понимал, что его разыграли. В те времена везде звучал советский шлягер «Позвони мне, позвони».

Известный режиссёр Эльдар Рязанов однажды похвалил Татьяну Лиознову, автора фильмов «Три тополя на Плющихе», «Семнадцать мгновений весны» и «Карнавал». Мэтр кино честно признался ей, что по-доброму завидует, как могут зрители пятнадцать минут так хохотать над её кинокартиной, когда даже не слышно музыки в кинозале.