Перо и шляпа на память. Гоголь описал Калугу во втором томе «Мертвых душ»

1 апреля 1809 года родился классик русской литературы Николай Гоголь. Kaluga.aif.ru раскрывает малоизвестные факты о том, какую роль Калуга сыграла в творчестве писателя.

   
   

Николай Гоголь обозначил Калугу в своих путевых заметках буквой «К», а затем описал его во втором томе «Мёртвых душ». Воображаемый Тфуславль в черновиках несохранившегося второго тома писался по впечатлениям от провинциального городка на Оке. Сам Николай Васильевич с восторгом прозвал его «маленький Константинополь». В Загородном саду на балконе летней губернаторской дачи и состоялось чтение его первых черновых глав.

Вид губернского города Калуги с правого берега. Литография художника А. Шубина из фондов Библиотеки им. Белинского

Шляпа на память

В начале июля 1849 года Гоголь посетил Калугу по приглашению Александры Осиповны Смирновой-Россет, жены калужского губернатора Николая Михайловича Смирнова.

Светская львица поведала такую забавную историю: «В воскресенье он пил кофий с нами и приходил в полном параде, в светло-жёлтых нанковых панталонах, светло-голубом жилете с золотыми пуговками и в тёмном синем фраке с большими золотыми пуговицами и в белой пуховой шляпе. Гоголь купил эту шляпу в рядах, куда сопровождал его Лёва (брат А.О. Смирновой-Россет Лев Арнольди. - Прим. ред.), старую шляпу он оставил в лавке. Все рядовые один за другим пробовали эту шляпу, нашли, что его голова была более других, потому что он писал такие умные книги, и решили поставить её под стеклянным колпаком на верхней полке счастливца, у которого великий писатель купил шляпу».

Александра Смирнова-Россет. Акварель 19 век. Фото: Краеведческий отдел библиотеки им. Белинского

Первый библиограф творчества писателя Пантелеймон Кулиш подтвердил эту легенду. Правда, калужская губернаторша ему ранее рассказывала, что Гоголь от поднявшегося ветра уронил в лужу белую шляпу, а купил себе чёрную. Шляпу, запачканную в грязи, автор «Ревизора» тогда оставил в лавке Почапина на память, а «рядовичи», как называли тогда купцов, регулярно ходили её примерять. Гоголь перезнакомился в Гостиных рядах со всеми купцами. Писатель подолгу засиживался в лавках, чаевничал и играл в шашки с купцами. И конечно записывал их житейские истории для продолжения «Мёртвых душ». Мечтал, что его персонаж — помещик Плюшкин — просветлеет душой, станет странником, а затем и молитвенником в святой обители.

Дом гражданского губернатора в Калуге, где бывал Николай Гоголь. Фото нач. XX в. Фото: Краеведческий отдел библиотеки им. Белинского

Калужане писателя знали не только как гостя, проживавшего у губернатора, но и как автора знаменитой комедии «Ревизор», которая ставилась на сцене Калужского театра в 1846 году. С чиновниками и их жёнами Гоголь знакомился мало и неохотно. Они смотрели на него с любопытством, с удивлением и даже страхом.

Из Гостиного Двора Николай Гоголь и Лев Арнольди отправились в книжную лавку Грудакова и Антипина. Там увидели тридцать томов, в том числе и сочинения самого Николая Васильевича. Гоголь, где бы ни был в России и за границей, заходил в книжные лавки и перелистывал каталог.

   
   

«Это, — говорил он, — самый верный пробный камень умственного развития города. Где в Германии две и три тысячи книг, в России в губернских городах тридцать или сто книг много».

Известный калужский книготорговец Антипин, почитатель литературных знаменитостей, лично знакомый с Пушкиным и Жуковским, заходил к Гоголю в Загородный сад. Узнав о том, что его шляпа находится в руках гостинорядцев, он убедил их поднести эту «драгоценность» губернаторше. Это было исполнено с подобающим церемониалом. Однако Смирнова-Россет каждый день видела у себя на даче писателя и отказалась принять этот дар. Так и осталась шляпа великого Гоголя в Гостиных рядах. Долгие годы она служила лучшей рекламой головных уборов лавки купца Почапина.

Флигель загородной дачи губернатора прозвали домиком Гоголя. Фото нач XX в. Фото: Краеведческий отдел библиотеки им. Белинского

Любил писатель гулять в селе Ромоданово, бывал в Лаврентьевом монастыре. Заходил в калужские храмы. С суеверным трепетом любовался сценами Страшного суда, изображенными на стенах Казанской церкви. И неудивительно, что многие чиновники избегали встреч с ним, боясь стать новыми героями «Мёртвых душ».

Вид на Свято-Лаврентьев монастырь в Калуге, где гулял Гоголь. Фото: Библиотека им. Белинского

Молитвенник Руси

Идея установки памятника в Калуге родилась случайно. В одной из газет скульптор Александр Смирнов прочитал, что известный актёр театра и кино Валерий Золотухин выступил с таким предложением. Артист играл на сцене областного драмтеатра роль Городничего в «Ревизоре». Идею поддержали калужские власти. Встреча Александра Смирнова с Валерием Золотухиным произошла в Театре на Таганке. Актёру понравились работы скульптора. Валерий Сергеевич на свои собственные деньги приобрёл эскиз памятника Гоголю. И на одном из спектаклей он преподнёс его в дар Калужскому музею изобразительных искусств.

Памятник Гоголю в Калуге открыли в 2014 году. Фото: ГТРК "Калуга"

Ещё до революции, к 100-летию классика, калужане мечтали установить бюст писателя в Загородном саду. Но денег, к сожалению, так и не удалось собрать. Да и в скором времени сам домик Гоголя сгорел. Так о памятнике классику забыли еще на 100 лет.

Скульптор Александр Смирнов увидел писателя в образе молитвенника за судьбу России, незадолго до смерти, на пике своего духовного роста и выполнения возложенной на него миссии — просветлять и одухотворять души людские. Венец всей его жизни — второй том «Мёртвых душ» — сожжён. Жить больше не для чего. Гоголь перестал принимать пищу и только молился со слезами на глазах. На памятнике гений погружён в себя. Он размышляет о своём пути, месте творчества, спасении души. Гоголь показал в своих работах, какие мы есть на самом деле. Это своеобразная исповедь.

За 200 лет люди не изменились. Писатель верил, что мы станем лучше, а души наши — светлее. Для себя он определил собственное предназначение в жизни так: «Пропеть гимн красоте небесной».

Николай Гоголь в середине XIX века. Фото: Краеведческий отдел библиотеки им. Белинского

На всенародные пожертвования памятник всё же появился в Калуге. Его открыли в 2014 году. Место в парке Циолковского — самое подходящее. Здесь писатель гостил в загородном домике, любовался бескрайними яченскими просторами и Калужским бором. В Калуге — самое место и для музея Гоголя, которого, к сожалению, пока нет. Это знаковая точка на карте России. Сюда он стремился, особенно в последние годы жизни. Побывал трижды. Здесь творился второй том «Мёртвых душ». Писатель даже мечтал поселиться в Оптиной пустыни и стать простым монахом. Старец Макарий отсоветовал. Гоголь впервые воротился с дороги обратно в холодную Москву умирать.

Бесценный экспонат

В Калужском объединённом музее-заповеднике хранится бесценный экспонат — подлинное гусиное перо Гоголя, которым он пользовался незадолго до смерти. После кончины писателя перо хранилось у графини А.Г. Толстой в Москве, в доме на Никитском бульваре, в котором последние годы жил писатель.

Подлинное перо Гоголя хранится в Калуге. Фото: Калужский объединенный музей-заповедник.

В 1889 году, незадолго до своей смерти, графиня передала вещи, принадлежавшие писателю, в Калужскую губернию. В 1902 году перо было пожертвовано в музей при Калужской учёной архивной комиссии душеприказчиком графини М.А. Нарышкиным.

Именно этим пером написаны одни из последних строк как завещание нам, потомкам: «Будьте не мёртвые, а живые души».