Снеговики дяди Вани. Иван Полисский — о природной гармонии и гостеприимстве

Георгий Орлов / АиФ-Калуга

Пространство неудержимо меняется с каждым годом, но окружающие поля и леса остаются на месте и чётко расставляют всё по своим местам — достаточно сюда один раз приехать, чтобы это почувствовать и влюбиться. Никола-Ленивец — не просто самый большой арт-парк Европы, построенный вокруг одноимённой деревни в Калужской области. Под открытым небом на территории 650 гектаров развернулась уникальная коллекция произведений современного искусства и архитектуры. Здесь с 2006 года проводится и крупнейший в стране фестиваль ленд-арта и ландшафтных объектов искусства «Архстояние». Основал его художник Николай Полисский.
Управляющий партнёр арт-парка «Никола-Ленивец» Иван Полисский в интервью kaluga.aif.ru рассказал о том, как родился проект и чем он стал сегодня.

   
   

Вольный народ

Иван, есть ли такой человек, который повлиял на вас больше всего?

— Это мой духовный учитель — местный житель дядя Ваня Соколов. Каждое лето мы ходили с ним на рыбалку. Он участвовал во всех арт-проектах моего отца, лепил первых снеговиков, с которых всё и началось. И сейчас стараюсь оценивать новые проекты глазами дяди Вани.

Иван Полисский. Фото: АиФ-Калуга/ Виктор Комиссаров

У нас есть школа в Никола-Ленивце «Как и зачем строить рай на земле». Мы рассказываем о том, как развивать ту или иную территорию через культурное программирование, внедрение креативных индустрий. Поскольку мы в системе российских рейтингов арт-пространств находимся на заметных местах, но при этом мы живём исключительно на свои деньги, это делает нас особенными. Наш опыт проверен интересом и количеством гостей, которые готовы к нам приезжать.

Ваш отец Николай Полисский по праву считается основателем и чуть ли не единственным представителем русского ленд-арта, искусства вне выставочных стен, ведущего диалог с окружающим пейзажем. С чего всё началось?

— Отец приехал на берега Угры в деревню Никола-Ленивец в далёком 1989 году. Это были годы, когда советская власть исчезала, колхозная деревня умирала, а люди теряли работу. Здесь он сначала десять лет писал пейзажи маслом. После долгих лет изучения местности Николаю Полисскому неожиданно пришла идея «войти в пейзаж». Он заразился идеей расставлять в этой местности свои арт-объекты и инсталляции. Представив на заснеженном берегу реки Угры огромное войско снеговиков, он решил воплотить их стояние в реальность и попросил местных жителей слепить штук двести. Так в 2000 году появился первый проект «Снеговики». Для привлечения новых творческих сил и расширения аудитории в 2006 году создали фестиваль «Архстояние», который привлек в Никола-Ленивец других художников и поток туристов.

Фото: АиФ-Калуга/ Георгий Орлов

Отец подружился с деревенскими жителями. Зачастую в то время считалось, что это те, кто пьёт, дерётся, ездит на тракторах и возделывает свои огороды. Эдакое «слово пацана» на селе. Для Николая Полисского — это вольный народ, абсолютно свободный от всякой идеологии. Это люди природы, которые не смогли устроиться в этой в жизни. Они и стали его соавторами. Отец взял их с собой на выставки, повёз в национальный павильон на архитектурный Венецианский биеннале в 2008 году, где они вместе презентовали Россию на самом крупном событии в мире искусства. Он поверил в их творческую энергию, в философское отношение к жизни.

   
   

Всё его творчество — это органичная связь с окружающими миром. Для отца природа — это  божественное пространство, которое нельзя воспринимать как источник для получения выгоды. Он считает, что человек в этой природе может лишь немного расставить акценты.

По его мнению, земля принадлежит тем, кто здесь живёт. По большому счёту она вообще никому не должна принадлежать. Только тогда она будет цвести и приносить радость. Поэтому вокруг нигде вы не встретите заборов. Когда к нам приезжают, мы просим добровольно купить входной билет. Согласитесь, но сегодняшнее засилье заборов из профлиста говорит совершенно о другом отношении к жизни.

Вы часто используете понятие «запустение». Какие смыслы в него вкладываете?

— Есть такое искусствоведческое понятие - «русское бедное» (по аналогии с итальинской arte povera). Мы берём старые, ненужные и забытые вещи и делаем из них произведение искусства. Используя этот приём, перепрограммируем негативный эффект во что-то теплое и привлекательное. Возможно, поэтому нас называют «местом силы».

Фото: АиФ-Калуга/ Георгий Орлов

 

Космос и купеческий дух

Что вы думаете о культурном коде Калуги?

— На самом деле всё время кружу между Калугой, Москвой и Никола-Ленивцем. Калугу очень люблю, провожу в ней пару дней в неделю. Считаю, что это чудесное место для жизни и замечательное для развития креативных и культурных проектов, которых так не хватает в сфере туризма. Калуга ещё не перезапустилась в новую фазу, как «город для гуляний». Москва перешла в эту фазу больше десяти лет назад. Именно тогда москвичи стали активно гулять по столице. Этим давно занимается команда мэра Собянина с точки зрения общественных пространств. Калуга не станет городом для гуляний до тех пор, пока туристы своим присутствием не покажут, что им здесь комфортно. Конечно, есть проблемы, но город уже очаровывает, например, москвичей.

Калуга, на ваш взгляд, все-таки «космическая» или «купеческая»?

— Калуга обладает своим ярким культурным слоем, в который можно было бы делать инъекции новых смыслов, необходимых для активных поездок выходного дня москвичей или туляков.

Фото: АиФ-Калуга/ Георгий Орлов

Космический сюжет сложен. Космос в Калуге существовал лишь в воображении гения места и был мощным брендом в советское время.

То, что мы собирательно называем Калугой купеческой, выглядит как востребованный драйвер развития туризма. Запрос на исторические впечатления велик. Нам очень повезло, что старинная архитектура пока ещё стоит на улицах, а ловкие девелоперы не перелопатили это наследие в имитацию, что произошло, например, в Москве. Купеческий дух локальных кафе в одном экземпляре тоже пока ещё витает в городе.

Посмотреть на огромные ракеты и лучшую космическую экспозицию, судя по парковке у музея, желающих не так много, чтобы город начал зарабатывать на турпотоке. Историческая тема на порядок сложнее. Нельзя в стотысячный раз туристам показывать быт русской избы и самовары. Уверен, что таланты найдутся, была бы купеческая выгода.

Очищающий огонь

Ближайшее ваше мероприятие — это традиционная русская Масленица. Чем удивите гостей?

— Никола-Ленивец — родина большого огня. Более 20 лет мы сжигаем огромные арт-объекты. Масленица пройдет 16 марта. Особое внимание снова уделим огненному перформансу. Он будет повторять реальное извержение вулкана с дымом, искрами и пеплом из кратера. Огненная лава уничтожит всё плохое на своем пути, а очищающий огонь согреет и даст место чему-то новому.

Фото: АиФ-Калуга/ Георгий Орлов

Прототипом объекта в этом году впервые стало природное образование — грозная огнедышащая гора. Концепция 22-метрового арт-объекта «Чёрная гора» является материальным воплощением идеи сотворчества, существующей в Никола-Ленивце с момента основания. На вершину «вулкана» можно будет подняться по внутренней лестнице, огибающей импровизированный «дымоход», полюбоваться на заснеженные поля со смотровых площадок. 
Автор идеи — Константин Фоминов, местный житель и соавтор многих работ Николая Полисского на протяжении более десяти лет. Архитектором выступила Екатерина Полякова, автор знаменитой «Вавилонской башни».

Досье

 Иван Полисский родился в 1983 г. в Москве. Окончил Высшую школу экономики в 2004 г. Управляющий партнёр арт-парка «Никола-Ленивец» и член экспертного совета фестиваля «Архстояние».