Кисть Серова. Художник создал лучший детский портрет на Калужской земле

Портрет Мики Морозова. © / Государственная Третьяковская галерея

19 января 1865 года родился Валентин Серов — русский живописец, классик мировой живописи. Его имя сегодня стало особенно популярным из-за выставки в Третьяковской галерее в 2015-2016 гг. Работы мастера тогда посмотрели около полумиллиона человек. В шутку говорили, что в «очереди на Серова можно было успеть пожениться и развестись».

   
   

При жизни Валентину Серову хватило славы. Жаль только, что жизнь у него получилась короткая, 46 лет. Оказывается, что художник посещал место, где сегодня находится Обнинск — город первой в мире атомной электростанции.

Дружба с доктором Трояновским

Люди жили здесь в деревнях и усадьбах издревле. И местность, на которой вырос Обнинск, известна многими выдающимися личностями, жившими или гостившими тут, в том числе «людьми из учебника». Среди них и Валентин Серов — знаменитый русский живописец рубежа XIX—XX веков. 

В. Серов. Автопортрет. Фото: Из архива/ Государственный русский музей.

Валентин Серов бывал на месте будущего Обнинска в имениях Бугры, Белкина и Турлики несколько раз, гостил здесь месяцами. «Виноват» в этом Иван Иванович Трояновский, знаменитый московский доктор, владелец Бугров.

Художник стал не только пациентом, но и другом Ивану Ивановичу. В октябре 1903 года Серов перенес тяжелую операцию – у него случилось прободение желудка и воспаление брюшины. Врачи, в том числе Трояновский, его спасли. Иван Иванович выхаживал больного, приезжал к нему каждый день домой, делал перевязки. Приезжал не только как доктор, но и как друг — поддержать человека в тяжелую минуту.

Серов «отблагодарил» Трояновского – во время посещений украдкой нарисовал карандашный шарж на него, уморительный до невозможности — изобразил своего друга в виде задиристого петуха, подписав лист «От неблагодарного пациента. Серов». Иван Иванович не обиделся. Наоборот, счёл за честь, что его изобразил такой мастер живописи.

Летом следующего года Трояновский пригласил Серова к себе на дачу в Бугры. Художник гостил два месяца. Здесь он сошелся с новыми знакомыми: и люди, и округа легли ему на сердце. Летом 1904-го он написал здесь две известные картины.

   
   

Первая — «Зал старого дома».  На ней изображен интерьер двусветного, с двумя рядами окон, парадного зала главного белкинского дома. Зрелище печальное — Серов постарался подчеркнуть былое великолепие убранства и неспособность нынешних владельцев соответствовать богатству предшественников.  Главная деталь — трещина, пересекающая стену.

В. Серов. Зал старого дома. Фото: Государственная Третьяковская галерея

Удивительно, но последний владелец усадьбы Борис Обниский был человеком вовсе не бедным.  Однако серьезным ремонтом здания не занимался. Наверное, решил, что на его век хватит. И правда, на его век хватило. А после национализации дома в 1918 году дом опустел со всеми истекающими последствиями.

Второе произведение — пастельный рисунок «Клеопатра Александровна Обнинская с зайчиком».  Всё очень тесно переплетено — Трояновский был женат на Анне Обнинской — родной сестре Бориса и Виктора. Через неё он познакомился с братьями, с которыми установились хорошие отношения, особенно с Виктором.    

Виктор в то время владелец особняка в Турликах, куда с женой Клеопатрой приезжает на лето. Жена тогда была на сносях. Серову очень понравилось ее лицо, и он предложил написать портрет. Чтобы замаскировать интересное положение, посадил Клеопатре Александровне на колени ручного зайца.

Серов поначалу оставил портрет себе. В 1905 году он выставил его на петербургском вернисаже, а уж потом подарил рисунок Клеопатре Александровне.  Она в 1923 году навсегда уехала из России и, нуждаясь в деньгах, продала его.  Затем он переходил из одной частной коллекцию в другую, пока последний его владелец не умер в 1971 году.

В. Серов. Портрет Клеопатры Обнинской с зайчиком. Фото: Из архива/ Нижегородский художественный музей

Его наследники продали «Обнинскую с зайчиком» Горьковскому (Нижегородскому) художественному музею за 6 тыс. рублей. По тому времени — это цена нового легкового автомобиля. Там портрет и хранится до сих пор. А «Зал старого дома» в Третьяковской галерее. 

В последний день жизни Валентин Александрович приходил в гости к Ивану Ивановичу в Москве, в Скатерный переулок, играли в карты. Серов жаловался на сердце, а Трояновский успокаивал его: «Поедете летом в Баден-Баден, всю хворь как рукой снимет». 

На следующее утро, 5 декабря 1911 года, ему резко стало плохо, он упал, потеряв сознание. Послали за доктором. Приехавший Трояновский констатировал смерть.

Лучший детский портрет

Самое известное произведение Серова, миллионы раз повторенное в репродукциях в школьных учебниках, — «Девочка с персиками». А уж пародий на этот детский портрет – не счесть, что только подчеркивает его известность и популярность.

Знатокам известно — на портрете изображена 11-летняя Верочка Мамонтова из очень богатой московской купеческой семьи. Она — троюродная сестра Маргариты Кирилловны Морозовой, второй владелицы усадьбы в Турликах, которая купила её у Виктора Обнинского в 1909 году. Это здание сейчас называется по её фамилии — Морозовская дача.   

Маргарита Кирилловна — урождённая Мамонтова. Познакомилась с Серовым ещё до замужества.  Выйдя замуж, представила художника супругу, богатейшему фабриканту Михаилу Морозову.

Тот в 1901 году заказал модному художнику портрет младшего сына Микки (Михаила). Серову очень понравился непоседливый четырёхлетний мальчик. Заставить его позировать было нелегко, тот во время сеанса ёрзал на стуле и спрашивал: «Дядя, а вам красить не тяжело?» В результате получилась картина, которую называют лучшим детским портретом русского искусства.  

Через два года Михаил Морозов заказал Валентину Серову свой парадный портрет. Уж лучше бы не заказывал! Особенность Серова состояла в том, что он был «злой» художник. Если ему модель не нравилась, он своей кистью подчеркивал неприятные особенности характера. Михаил Морозов вышел на портрете грозным самодуром. Дошло до того, что Серову даже отказали от дома.  

Вскоре Михаил Морозов скончался, и Маргарита Кирилловна возобновила отношения с живописцем, поддерживала его деньгами.  Тот в 1910-м начинает писать ее портрет в импрессионисткой манере — широкими мазками. Видно, как автор симпатизировал модели, — Маргарита Морозова на портрете не просто красавица — она несет свет своей души людям, стремится помочь нуждающимся. Портрет, увы, остался незавершенным…