Старинный городок почти на границе с Новой Москвой несколько лет назад получил статус исторического поселения федерального значения. Его давно облюбовали туристы.
Сюда их влечёт неповторимая провинциальная архитектура и дух купцов-староверов. Это и домишки на небольших улочках из прошлых столетий, и старообрядческие храмы, и богатая история. Знаменитый Свято-Пафнутьев Боровский монастырь связан с трагедией именитых раскольников – бунтаря протопопа Аввакума и его учениц - боярыни Феодосии Морозовой и княгини Евдокии Урусовой.
Ещё одним интересным объектом для туристов стало здание бывшего тюремного замка, который недавно открылся после капитальной реконструкции. В нём побывал корреспондент kaluga.aif.ru.
Этап на каторгу
Тюремный замок в Боровске появился в середине XIX века. На кованых воротах красуется дата - 1866 год. По легенде, его построили в виде буквы «Т». Это одна из букв в имени императрицы Екатерины II. Якобы когда-то государыня приказала возвести вокруг Москвы несколько тюрем с подобными инициалами. Есть ли основания у этого предания – неизвестно. К моменту постройки каземата российская самодержица уже 70 лет как пребывала в ином мире. Однако эту легенду в Боровске охотно рассказывают всем туристам.
Замок служил пересыльной тюрьмой – заключённых содержали временно, перед тем как их отправляли дальше по этапу в сибирскую каторгу.
В советское время постройка какое-то время продолжала исполнять своё назначение – в здании разместился Боровский уездный исправительно-трудовой дом при губернском управлении местами заключения НКВД СССР. В середине 1930-х тюрьму превратили в жилые коммуналки для ударников ткацкой фабрики «Красный октябрь». Им и выделили там квартиры в бывших камерах.
В этом качестве здание просуществовало вплоть до 2011 года, когда его признали аварийным и расселили жильцов. До 2020 года здание стояло заброшенным. Несколько раз горело, пожары случались часто.
Три года назад то, что осталось от исторической постройки, приобрела в собственность московская предпринимательница, а ныне жительница Боровска Светлана Шорохова.
Все эти годы шла реставрация, зданию поэтапно возвращался исторический облик.
«Очень люблю свой город и хочу, чтобы он стал настоящей туристической меккой. Решила воплотить в этом музее свои идеи и мечты, показать всё, что связано с нашим городом – эпоху старообрядчества и историю старинной российской провинции, где жил русский философ Николай Фёдоров, начинал учительствовать Константин Циолковский», – говорит Светлана Шорохова.
Через тернии к звёздам
Музей «Тюремный замок» открылся около месяца назад, но до конца работ ещё далеко – не все бывшие камеры отделаны изнутри. Продолжается отделка и на надстроенном этаже, где разместятся одна из экспозиций и кафе.
В тюремном замке есть на что посмотреть. Основная идея экскурсии – «Через тернии к звёздам». Во внутреннем дворе посетителей встречает настенная живопись местного художника Владимира Овчинникова, связанная с историей тюремного замка. Здесь протопоп Аввакум и боярыня Морозова, дети-заключенные, начало пути каторжанина, этап и другие.
Тесными переходами попадаем в неуютные камеры. Есть и карцер с решетками - света мало, обстановка пугающая. Боль и страдания узников навечно отпечатались на стенах.
«Строители мне рассказывали жуткие истории. Слышали вечерами не только скрипы и стоны, а даже незримое присутствие потусторонних сил. Был такой случай. В одной из комнат они переодевались перед работой. Так вот обувь, в которой пришли, была странно перевязана шнурками. Сначала подумали, что кто из своих так шутит. Закрыли дверь на замок, ключ спрятали. Вечером пришли переодеваться, снова таже самая картина. Все ботинки кто-то перевязал шнурками», – вспоминает Светлана Шорохова.
Экспозиции музея посвящены не только истории тюремного замка. В залах есть реплики страшно выглядящих средневековых орудий пыток (кстати, краеведы говорят, что в самом тюремном замке никаких пыточных комнат не было). Гости могут увидеть и выкупленные из частных коллекций английские маски позора, которые надевали наказанным, например, за пьянство или сование носа не в свои дела, а также слишком сварливым жёнам. Есть даже женский и мужской «пояса верности».
Открылась и выставка барельефов с изображением различных эмоций, каждый подписан философской цитатой – по мнению музейщиков, в тюрьме у арестантов было время поразмышлять о жизни и судьбе.
Постепенно мрачное тюремное средневековье сменяется новой эпохой. Посвященный стилю «стимпанк» зал встречает металлическими скульптурами: от крошечных человечков из болтов и гаек, каждый из которых демонстрирует какую-либо профессию, до огромного, во всю стену рельефного панно, на котором учёный Константин Циолковский на велосипеде едет к своей мечте – взлетающей ракете.
Одна из металлических скульптур – скорпион – сделана из осколков снарядов, привезённых из Донецка. Если подняться наверх, то можно попасть в помещение, где когда-то был тюремный храм. Сейчас здесь расположены сувенирная лавка и часть экспозиции – полотна боровского художника Игоря Солдатёнкова. Они размещены на месте старинных фресок, которые, к сожалению, не удалось сохранить из-за пожара в 2016 году.
«Селёдка за решёткой»
На третьем этаж планируется открыть кафе, где будут представлены традиционные русские праздничные блюда. Его надстроила сама Светлана Шорохова. Здесь есть выход на крышу, где планируется разместить телескоп. В будущем, по словам экскурсоводов, посетители смогут приходить и на ночные экскурсии, чтобы любоваться созвездиями. Ещё одно кафе Светлана планирует открыть на территории музея. Оно будет посвящено тюремной тематике. Уже сейчас разрабатывается меню с забавными названиями – «Селёдка за решёткой», «Побег из КПЗ»…
Часть здания отведут под гостиничные номера – можно будет переночевать прямо в здании музея после астрономической экскурсии и заодно почувствовать себя узником тюремного замка. Пока в этих помещениях идёт ремонт.
Продолжается подготовка новых экспозиций. Художник Владимир Овчинников вместе со своими помощниками расписывает стены залов, посвящённых памяти жертв политических репрессий. Ему 85 лет, однако он продолжает свою работу над увековечением памяти репрессированных боровчан. На стене вырисовывается целая галерея портретов, окружённых колючей проволокой. По словам художника, все портреты реальные. Каждое лицо создано по фотографии из дела НКВД и архива. У каждого героя своя печальная история жизни.