В Никола-Ленивце уже больше 10-ти лет на Масленицу готовят огненные перформансы. На этот раз зрители могли не только смотреть, но и участвовать в действе: проходя по мосту, они оставляли на нём весь негатив.
Картина на Масленицу
Поток людей поднимался вверх по мосту средневековой конструкции — с башнями и проходом — и спускался с обратной стороны. Внизу труппа ряженых имитировала карнавальное шествие. Во главе человек с длинным шестом, на конце которого развивался траурный флаг. Юродивый в прострелянной фуфайке с дымящимся ведром, поп с рыжей бородой, женщины-птицы с алыми гребешками, живая кукла-масленица. Рядом ярмарка, детские забавы, масленичный городок, как на картинах Брейгеля. Для полного совпадения не хватало только снега. Действо сопровождали потусторонние звуки из рупора: некий наблюдатель комментировал всё происходящее, уводя события в ирреальное измерение.
Покривлявшись перед зрителями на площадке, процессия направилась к мосту, стягивая за собою людей в хоровод. Длинной цепочкой протянулись сквозь мост. А когда она распалась, вновь актёры вернулись к лицедейству.
Масленица с соломенными волосами забралась повыше на лестницу и замерла на деревянной стене. Персонажи прощались с зимой, рыдая и причитая. Собирали хворост, несли к объекту. Зрители же ждали за оградой, когда конструкцию подожгут. Занялось равномерно и разгорелось, да так что толпа начала отступать. Люди грелись и фотографировалась на фоне огненного столба. Искры кружились в вихре пламени и падали, догорая в прошлогодней траве. Ветер раздувал костёр, пока на землю не обрушился огненный дождь и горящие угли посыпались на людей. И тут же вступила природа: вперемешку с огнём с неба повалил снег. Спасаясь от искр, зрители побежали.
Пламя слегка притушило снегом и когда стало уже не так жарко, некоторые поплелись угощаться блинами, самые стойкие подобрались поближе, ожидая, когда обрушится огненный остов. Не дождавшиеся узнали об этом по дружным возгласам вдалеке.
Очищение огнём
Традиция сжигать искусство в Никола-Ленивце появилась случайно: когда нужно было избавиться от огромной сенной башни, её решили уничтожить огнём. Пирамида, Замок, Бастилия — эти детища основателя арт-парка Николая Полисского художник Герман Виноградов красиво сжигал на протяжении последних трёх лет. В 2020 году право представить свой объект на площадке арт-парка получила на конкурсной основе команда архитекторов из бюро Katarsis. А вместо полюбившегося всем Герострата ритуал сожжения провели актёры театра La Pushkin Олега Жуковского.
На строительство моста высотой 20 и длиной 70 метров ушло 72 рулона соломы и 4 лесовоза тонкомера. Арт-объект строили два месяца из сухостоя, испорченных поддонов, соломы и деревянного мусора. Архитекторы обратились к образам Брейгелевской зимы, с персонажами, собирающими хворост к мосту, которому предстоит сгореть.
«Мост символизирует коммуникацию. Столько людей приехало на него посмотреть, поэтому он работает как мост. Он соединяет людей», — рассказывает художник Николай Полисский.
Актёры, разыгрывавшие шаманское действие, пытались вовлечь всё зло в карнавал и оставить его на мосту, чтобы оно ушло вместе с огнём, объяснил художник. Таким образом все присутствующие могли очиститься.